Любить иных тяжелый крест анализ стихотворения Пастернака

Удивительно, но две первые строки этого относящегося к лирике стихотворения Бориса Пастернака давно стали афоризмами. Причем, цитируются они в разных ситуациях и с разной эмоциональной окраской: «Любить иных — тяжелый крест » — с горечью и чувством обреченности, а иногда сарказмом; «А ты прекрасна без извилин » — с юмором или иронией. Поэтические строки, в которых есть откровенная антитеза зажили своей жизнью и перестали ассоциироваться у людей непосредственно со стихотворением Пастернака. Что ж, исправить эту ситуацию можно,

поняв, о чем же все-таки писал автор и что лежало в основе его произведения.

Биография писателя показывает, что стихотворение «Любить иных — тяжелый крест » датированное 1931 годом, имело своих адресатов и более чем конкретный жизненный сюжет. В первой строке стихотворения выражена вся тяжесть жизни с первой женой поэта художницей Евгенией Лурье, некогда страстно им любимой, которая круглые сутки занималась творчеством и совершенно не касалась быта. В результате чего поэт был вынужден овладеть навыками домохозяйки и совершенно потерял интерес к перспективе потакать прихотям «богемной» жены.

Вторую

строку стихотворения следует воспринимать почти буквально. Она была посвящена новой музе поэта, в корне отличавшейся от своей предшественницы. На момент встречи с Брисом Пастернаком она была замужем за его другом пианистом Генрихом Нейгаузем, но, невольно разрывая условности, совершенно очаровала поэта своей непосредственностью и наивностью. Видимо, на контрасте с Евгенией, его женой, Зинаида Нейгауз значительно выигрывала своей приземленностью и отсутствием «извилин». Под этой метафорой поэт подразумевает и простоту нрава его новой музы, и недостаток интеллекта (особый случай, когда это воспринимается как достоинство).

Интерес к Зинаиде, с которой после развода поэт вступил в брак, впоследствии себя оправдал, так как Пастернак в душевном и бытовом комфорте прожил со второй женой вместе еще много лет. «Странность, загадка», — скажет кто-то. И будет прав. Даже для самого поэта «прелести» «секрет» его жены был «Разгадке жизни равносилен». То есть непостижим, а потому, наверно, и интересен.

Сердцу поэта милы и «шорох снов». и «шелест новостей и истин». из которых, благодаря жене, состоит его безмятежная семейная жизнь. Очевидно, метафора «шелест новостей и истин «означает разговоры о простых и понятных, а потому настоящих вещах, которые поэт принимает всем сердцем. А «шорох снов » может означать как частое обсуждение сновидений, так и легкие и счастливые дни, похожие на сон. Это предположение подтверждается фразой: «Твой смысл, как воздух, бескорыстен». — в которой есть характерное сравнение — «как воздух». Такой видит возлюбленную лирический герой стихотворения. Но Пастернак замечает и источники столько легкого нрава и отношения к жизни: «Ты из семьи таких основ», — и это вызывает у него бесспорное одобрение. Удивительно, но интеллигентному и интеллектуальному человеку, в голове которого идет постоянный творческий процесс, приятно.

Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь,

Не засоряясь?. .. Что имеет в виду поэт? Пожалуй, не просто словесный сор, а сор долгих и мучительных выяснений отношений. Им он противопоставляет семьи других «основ» и подытоживает: «Все это — не большая хитрость «.

Бесхитростное, но мелодичное стихотворение, состоящее из 3 строф, легко запоминается читателю благодаря использованному в нем четырехстопному ямбу (двусложная стопа с ударением на втором слоге) и перекрестной рифме.

Пастернак, обнаружив в своей новой возлюбленной заметную растерянность и непонимание его стихотворений, дал обещание, что специально для Зинаиды будет писать стихи более простым и понятным языком. Произведение «Любить иных — тяжелый крест» вполне может быть подтверждением того, что поэт стремился быть понятым женой и, скорее всего, добился своей цели.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Любить иных тяжелый крест анализ стихотворения Пастернака