Лирика Пушкина о лирике Пушкина говорить


Лирика Пушкина – своеобразная энциклопедия взглядов, переживаний и размышлений поэта. Пушкин стал первым поэтом с необыкновенно разнообразной в тематическом отношении лирикой. Природа, любовь, искусство, политика, смысл жизни, назначение поэзии – все оказалось в поле зрения поэта и отразилось в его лирике.

Уже в лицейский период (1811-1817) поэзия Пушкина по художественному уровню не отличалась от произведений признанных в то время мастеров: Державина, Жуковского, Батюшкова. Юный поэт пробует разные жанры и стили. Произведения Пушкина-лицеиста создаются под впечатлением скорее от лицейских уроков, чем от жизни. Первое опубликованное стихотворение Пушкина – “К Наталье” (1813).

Юный поэт еще не создает ничего принципиально нового, обыгрывая готовые формы и идеи. Его лирика носит пока “исполнительский”

характер. Особенность лицейской лирики Пушкина поэт Серебряного века Борис Пастернак выразил так: “Он уже может говорить обо всем, но говорить ему еще не о чем”. Стихотворения “К другу стихотворцу”, “Лицинию”, “Красавице, которая нюхала табак” представляют собой подражание античной поэзии. Ода “Воспоминания в Царском Селе”, прочитанная на экзамене в январе 1815 года, написана ломоносовскими и державинскими строфами, слитыми в новое художественное целое. В более поздних стихотворениях “Пробуждение”, “Желание”, “Безверие” (1817) внимание поэта сосредоточено на собственной эмоциональной жизни, и эти стихотворения уже можно считать лирическими в полном смысле слова.

И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина в Михайловском (с картины Н. Н. Ге)

Теме лицейской дружбы, воспоминаниям о лицее посвящены стихотворения “19 октября”, “19 октября 1827”, “Мой первый друг, мой друг бесценный. ” (адресовано Ивану Пущину).

Социально-политическая тема начинает звучать в лирике Пушкина в петербургский период (1817-1820) и получает свое развитие в годы странствий (1827-1830). Одно из самых эмоциональных произведений – ода “Вольность” (1817). Название оды содержало прямое указание на преемственную связь с одноименным произведением А. Н. Радищева. Однако политическая позиция Пушкина в этой оде относительно умеренна и сводится к идее конституционной монархии, к идее верховенства закона, перед которым должны быть равны все, включая царя. Несмотря на эмоциональность, важно понять, что поэт не призывает к бунту. В этом стихотворении также впервые звучит важный для творчества Пушкина мотив свободы как естественного состояния человека. В стихотворении “К Чаадаеву” (1818) любовь к свободе сливается с любовью к России, и призыв “отчизне посвятить души прекрасные порывы” сочетается с верой в то, что “Россия вспрянет ото сна”. Как и в “Вольности”, здесь звучит идея отказа от самодержавной власти: “И на обломках самовластья напишут наши имена”. Стихотворение “Деревня” (1819) строится на противопоставлении гармоничной, умиротворенной природы и деспотичного общественного строя. Вторая часть стихотворения контрастно противопоставлена первой: тон резко меняется от элегического к сатирическому, и в целом стихотворение содержит осуждение крепостного права.

В годы странствий написаны два стихотворения, посвященных судьбе декабристов: “В Сибирь” и “Арион” (1827). Философское размышление о выборе между свободой и рабством составляет основу стихотворения “Анчар” (1828).

Близкими к социально-политической лирике являются стихотворения, посвященные Теме поэта и поэзии. “Разговор книгопродавца с поэтом” строится в форме диалога (такую форму впервые использовал Ломоносов в “Разговоре с Анакреоном”), в котором сталкиваются прагматизм книгопродавца и вдохновение поэта. Вопрос о взаимоотношениях поэта и общества остро поставлен в стихотворениях “Поэту”, “Поэт и толпа”, “Пророк”. С одной стороны, призвание поэта – “глаголом жечь сердца людей”, с другой, вечен конфликт поэта и толпы, его не понимающей. В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ” (1836), являющемся переложением оды римского поэта Горация “Ad Melpomenen”, Пушкин вслед за Ломоносовым и Державиным размышляет о своей роли в поэзии, о смертности поэта и бессмертии его творчества.

Поэтический идеал Пушкина выразился в Стихотворениях о любви. В лирике поэта любовь – глубокое, нежное и самоотверженное чувство. И даже если любовь безответна, это всегда дар судьбы. В отличие от героя романтической поэзии, лиричесий герой любит не себя самого и не свое чувство, а избранницу. Если в начале 19 века поэты-романтики посвящали любовную лирику придуманным женщинам, вымышленным идеалам, то Пушкин впервые адресует свои стихи конкретным женщинам. Адресатами любовной лирики Пушкина были Екатерина Бакунина, Амалия Ризнич, Анна Керн, Александра Осипова, Елизавета Воронцова, Анна Оленина, Наталья Гончарова. Самое известное пушкинское стихотворение о любви “Я помню чудное мгновенье. ” посвящено Анне Петровне Керн, первая встреча с котрой произошла в 1819 году. Через шесть лет они вновь случайно повстречались в селе Тригорском во время михайловской ссылки, и тогда Пушкин написал это стихотворение и передал его Анне Петровне. В стихотворении “Признание”, посвященном Александре “Алине” Осиповой, любовь представляется лирическому герою мучительным и в то же время сладостным обманом. В стихотворении “Я вас любил. ” грусть безответной любви сочетается с искренним пожеланием счастья любимой женщине.

Лирика Пушкина последних лет (1831-1837) носит преимущественно Философский характер. Мотивы поиска смысла жизни, мысль о ее скоротечности звучат в стихотворениях “Осень” (1833), “Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит. ” (1834), “Вновь я посетил. “(1835).



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Лирика Пушкина о лирике Пушкина говорить
?