Лирика Окуджавы

Материалы ” Серебряный век ” Поэзия II половины XX в. Основные темы лирики поэта Б. Окуджавы

Творчество Булата Окуджавы представляет направление эмоционально-созерцательной поэзии, опирающейся на собственно лирическое начало.

Лирику Б. Окуджавы безусловно, можно отнести к лирико-романтической традиции. Внимательный, чуткий взор поэта способен, всматриваясь в мелочи, детали, находить поэзию в самых прозаических, обиходных предметах. Бытовая реальность нередко трансформируется в фантастику, в сказку. Поэтизация “близкого”, быта – чисто романсовая черта, особенно свойственна Б. Окуджаве. Другой окуджавский прием – “одомашнивание” “высокого”.

Уже в стихах и песнях 1956-59 гг. проявились основные черты лирики Окуджавы: напевность, непритязательность и “простота” изложения; были нащупаны темы, развиваемые в последующем творчестве: война, Арбат, Москва, Грузия, быт маленького человека – “московского муравья”, культ женщины, трепетное отношение к музыке. Можно сказать, что в эти годы Окуджава состоялся как поэт, найдя свою “ноту”, которой оставался верен на протяжении всей своей жизни. В 1960-е гг. в его поэтическом творчестве появляется (а в 1970-е – усиливается) интерес к истории России, особенно к XIX веку.

Центральным мотивом поэзии Окуджавы и, в частности, его песенного творчества является мотив надежды, понимаемой и трактуемой в нескольких ипостасях: абстрактное понятие “надежда” “очеловечивается”, одушевляется Окуджавой, приобретает зримые черты, воплощаясь в реальной женщине по имени Надежда (“Товарищ Надежда по фамилии Чернова”, “Надя-Наденька… в спецовочке, такой промасленной”); в то же время имя Надежда поэтически обобщается, приобретая функцию символа.

Окуджава-шестидесятник не может со всей определенностью назвать себя верующим человеком и, возможно, когда его исповедь нуждается в Боге, он именует его Надеждой. Единственное же обращение непосредственно к Богу (стихотворение “Молитва”), по соображениям цензуры опубликовано от третьего лица, Франсуа Вийона, чья набожность была весьма сомнительна.

Женщина у Окуджавы предстает существом возвышенным, всегда прекрасным и абсолютно лишенным эротического обаяния. Она сулит утешение и надежду. Любовь – это “спасение”, “близкий берег”, а если и страсть – то возвышенная. Вместе с тем современница по имени Надежда ходит в одеждах отнюдь не призрачных...

и весьма узнаваемых: “Она в спецовочке такой промасленной, берет немыслимый такой на ней!”.

Она – “шофер в автобусе – мой лучший друг”, и “она на нашей улице живет”. Приход Женщины – удивительное, неожиданное счастье, волшебство. В поэзии Окуджавы происходит “возрождение рыцарского почитания женщины”, куртуазного культа Прекрасной Дамы:

В моей душе запечатлен портрет одной

Ее глаза в иные дни обращены.

(“Еще один романс”)

Окуджава – поэт городской, московский, арбатский – рожденный на Арбате, Арбатом воспитанный и Арбату благодарный. Арбатский мотив – едва ли не самый распространенный в творчестве Окуджавы, особенно в его песенной части; причем поэтический Арбат “раскрывается как отражение души, проекция ее содержания в историческую реальность”. Это – символический, “горний Арбат”. Привязанность и принадлежность к Арбату декларируется Окуджавой на протяжении всей творческой жизни. Вначале:

Ты течешь, как река, – странное название!

И прозрачен асфальт, как в реке вода.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты – мое призвание,

Ты и радость моя, и моя беда.

(“Песенка об Арбате”)

Вы начали прогулку с арбатского двора,

К нему-то все, как видно, и вернется. (“Арбатский романс”)

Окуджава первым воспел свой двор, подарив авторской песне одну из ее важнейших тем. Без двора, как и без Надежды – нет воздуха для жизни (“Когда его не станет – я умру”). Мотив арбатского двора и семантически, и фонетически связан с мотивом XIX века, благородного прошлого, воспетого Окуджавой и в песнях, и в прозе. Дворянский кодекс чести Окуджава распространяет и на “дворянство” арбатское:

Я – дворянин арбатского двора,

Своим двором введенный во дворянство.

Мотив доброты, сострадания, участия явственно слышен в каждой песенке Окуджавы, вплоть до самых поздних.

Все герои песен Окуджавы зачарованы – женщиной, городом, друг другом, сказкой, потому что и сам автор, глядящий их глазами, зачарован, влюблен в жизнь, внимательно всматривается в ее прекрасные черты. И то, что у другого поэта предстает как результат борьбы – прежде всего, с собственной душевной расколотостью – у Окуджавы изначально органично и безнадрывно, исполнено любви и благодарности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Лирика Окуджавы
?