Краткое содержание «Возмездия»

В русской прогрессивной литературе XVIII века была популярна идея возмездия, связанная с верой в возможность совершенствования человеческой жиз­ни и истории. Недаром идея возмездия была ярко вы­ражена в творчестве декабристов (у Рылеева в «Виде­нии императрицы Анны», «К временщику», а особенно у Кюхельбекера — в «Аргивянах»), Большую роль иг­рало возмездие в произведениях А. С. Пушкина: в «Цыганах», «Борисе Годунове», «Евгении Онегине», «Каменном госте», «Пиковой даме», «Русалке».

Тема возмездия — одна из самых характерных тем в творчестве Лермонтова. Она имеет много общего с моральным пафосом возмездия в произведениях де­кабристов и Пушкина, однако в ее основании лежат другие причины. Лермонтовское возмездие родилось из постоянного, мучительно-неотступного одиночества поэта. Отчаяние, боль и гнев звучат в «Смерти По­эта» — обвинительном приговоре палачам Свободы, Гения и Славы. Это стихотворение можно расценить как революционное воззвание к разрушению непра­ведного мира — призыв к возмездию хоть и прикреп­лен к конкретной ситуации, но сохраняет свое самосто­ятельное значение и содержание. Праведный гнев, жажда мести и уверенность в неминуемом наказании выражены в знаменитых заключительных строфах («А вы, надменные потомки…»).

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Неминуем высший суд справедливости — Божий суд над виновниками трагедии. Но суд земной вершит сам Лермонтов, не прибегая к использованию образа героя. Мало того, Лермонтов предчувствует свою ги­бель, подобную гибели Пушкина, и наделяет великого поэта своим видением мира, своими чувствами и своей жаждой мщения.

И умер он — с напрасной жаждой мщенъя,

С досадой тайною обманутых надежд.

Стихи Лермонтова обладают удивительным свойст­вом — магическим всеведением и пророчеством. Поэт предвидел и судьбу России («Предсказание») и свою судьбу («1831-го июня 11 дня»).

Ей удивятся, а в родной стране

Все проклянут и память обо мне.

Тема возмездия звучит и в поэмах, в которых Лер­монтов всесторонне исследует различные проявления мести и даже подразделяет их. Например, в поэме «Боярин Орша» образы мстителей окружены зловещей атмосферой. Месть их личная, эгоистическая, не про­светлена мыслью о справедливости. Они ведут себя так, как будто им все позволено.

Персонажи поэм «Демон» и «Ангел смерти» также являются мстителями. Но, эта месть другого свойства — демонического. Она рождается в их душах из-за конфликта с Богом и с миром и построена на нежела­нии смириться с несправедливостью, лежащей в основе всего мироздания. Герои этих произведений мстят Богу не только за себя, но и за весь обиженный мир.

Совсем другой вид мести отображается Лермонто­вым в «Литвинке» (образ Клары) и особенно в «По­следнем сыне вольности» и «Измаил-Бее». Это граж­данская месть — месть гордой и лицемерной литвинки Клары, последнего сына новгородской вольности Вади­ма и пасмурного свободолюбца Измаил-Бея за обиду, нанесенную их родине.

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» обнаружи­вается и другая месть — справедливая личная месть героя-одиночки своевольному отрицательному персо­нажу Кирибеевичу. И осуществляется это возмездие не властью судьбы и не одной лишь волей Калашнико­ва, но силою совести самого Кирибеевича. Он почувст­вовал перед поединком роковое смущение («побледнел в лице…») и был сражен: Калашников-мститель оправ­дывается перед читателем.

Все эти виды мести совмещены в образе одинокого мстителя, вступившего в союз с мстящим народом в ро­мане «Вадим» — идейной энциклопедии юношеского творчества Лермонтова. Горбун Вадим обладает огром­ными духовными возможностями и силами, но также терзается демонической злобой и ненасытной жаждой мщения. Эта злоба вызвана социальной несправедливос­тью, коварством (разорение семьи Вадима, нищета) и «Божьей несправедливостью» (его уродство), имеет прежде всего личные основания. Сближение Вадима с восставшим народом объясняется не столько его сочувствием к восставшим, которых он п

Резирает и называет «подлыми рабами», сколько его желанием использовать их в своих целях. Автор не пытается оправдать поведе­ние своего героя: месть Вадима представлена безнравст­венной и разрушительной. Лермонтов осуждает как по­роки дворянской власти, так и «бессмысленный и беспо­щадный» крестьянский бунт, однако в романе народная месть не противопоставляется личной мести героя.

В зрелом творчестве лермонтовский «мститель» представлен образами Арбенина из «Маскарада» и Пе­чорина из «Героя нашего времени». Их месть не носит гражданского оттенка, а выступает как личный протест героя против обыденности и пошлости, «где преступле­нья лишь да казни». Лермонтов критичен в оценке та­кой мести. Он оправдывает желание совершенства, внутренний пафос протеста своего героя, но осуждает его саморазрушительный эгоизм. Автор вершит суд над мстителем самой действительностью, ее объектив­ными законами. В «Журнале Печорина» введено рас­суждение о «правосудии Божием» и о том, что душа сама «наказывает себя».

В последние годы жизни Лермонтова сильно волнует мысль о возмездии, грозящем герою-индивидуалисту. Автор подчеркивает в герое негативные качества, но при этом указывает на благородный источник тоски героя и его мятежа. Например, образ Демона привле­кает как раз тем, что это — страдающий мятежник. Идея возмездия в творчестве Лермонтова служит прежде всего «очищению» личности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Вы сейчас читаете сочинение Краткое содержание «Возмездия»
?