Краткое содержание “Пьецух Новая московская философия”

Наиболее полно эстетика “иронического авангарда” вырази]лась в повести В. Пьецуха “Новая московская философия”. По]вествование ведется от имени рассказчика, человека обстоятель]ного, неспешного. Он размышляет о соотношении жизни и лите]ратуры, о значении литературы в бытии русского человека. Его рассуждения являются камертоном для восприятия той парадок]сальной реальности, которая строится в соответствии с литературными канонами, той действительности, которая развивается в рамках сюжета “Преступления и наказания”. Эта реальность обыденна и абсурдна. “Скорее всего, литература есть, так сказать, корень из жизни, а то и сама жизнь, но только слегка сдвинутая по горизонтали, и, следовательно, нет решительно ничего удивительного в том, что у нас куда жизнь, туда и лите]ратура, а, с другой стороны, куда литература, туда и жизнь, что у нас не только по-жизненному пишут, но частью и по – письменному живут…” Рассказчик как будто посмеивается над особенностями русского характера, привыкшего в духе “прими]тивного” реализма воспринимать литературу как непосредствен]ное отражение жизни и как руководство к действию. Поирони]зировав по этому поводу, он тут же перекидывает мостик в ре]альность, предварительно заметив, что в...

жизни неоднократно повторяются сцены и эпизоды, описанные в литературе.

Сам сюжет повести разворачивается в 1988 году в комму]нальной квартире из двенадцати комнат в Москве. Он построен вокруг смерти старушки Пумпянской, бывшей владелицы всего дома, позже занимавшей маленькую темную комнатушку. Кому достанется эта комнатушка, и решают герои “демократическим путем в условиях гласности”, как говорит графоман-доносчик.

В повести постоянны пародийные аналогии с “Преступлением и наказанием” Ф. Достоевского. Причем пародируется не роман, а жизнь предстает как пародия, как сниженный, обытовленный вариант литературного произведения.

Реминисценции, пропитанные иронией, становятся одним из приемов в повести В. Пьецуха. Образ старухи-ростовщицы пере]кликается с образом аккуратной старушки Александры Сергеевны Пумпянской. В тексте “Новой московской философии” возника]ют переклички сцен (поминки, устроенные Катериной Ива]новной, – поминки Пумпянской), сравнение героев В. Пьецу]ха с героями Ф. Достоевского (Порфирием Петровичем, Мармеладовым). Даже появляется персонаж Петр Петрович Лужин. В. Пьецух, повествуя о насквозь “литературной” реальности, все время как бы оглядывается на “реальную” литературу, он даже цитирует Достоевского в сцене поминок, говоря о санкт-петер]бургском и московском вариантах одной и той же истории.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Краткое содержание “Пьецух Новая московская философия”
?