Краткое содержание «Бранд»

Утренняя мгла, пасмурно — западное побережье Норвегии. Бранд — средних лет мужчина с ранцем, в черных одеждах, пробирается к фьорду по горам — он хочет добраться до родной деревни. Крестьянин и его сын, попутчики Бранда, пытаются его удержать. Они доказывают, что идти прямиком через горда опасно для жизни, нужно выбрать обходной путь! Бранд не внимает их словам, стыдит за малодушие — у крестьянина дочь при смерти, ждет отца, а тот начинает выбирать кружные дороги и медлить. Разве не хочет он, чтобы дочь нашла спокойную смерть? Что бы он мог за это отдать? 200 талеров — отдал бы? Все имущество свое — отдал бы? А жизнь свою? Если ради этого он не отдал бы свою жизнь, остальные жертвы можно не учитывать. Или все — или ничего! Это идеал, который отвергается соотечественниками, повсюду ищущими компромисс!

Крестьянин пытается удержать Бранда, но тот вырывается из его рук и идет прямиком через горы. Тучи вдруг волшебным образом рассеиваются, и он видит торопящихся к тому фьорду молодых влюбленных. Художник Эйнар и Агнес познакомились совсем недавно, и решили навсегда соединиться, наслаждаться всю жизнь искусством, музыкой, дружбой и общением, любовью. Однако восторженность их не встречает сочувствия. Бран не считает норвежскую жизнь такой уж хорошей. Повсюду встречаются ему малодушие и пассивность. Цельность натуры давно утрачена людьми, а Бог в Норвегии превратился в лысенького очкастого старичка, который снисходительно взирает на повсеместное приспособленчество, ложь и лень. Теолог Бранд верует в иного Бога — в энергичного, молодого, карающего за безволие. Главное же — это становление новой личности, человека сильного и волевого, не идущего на сделки с собственной совестью.

Наконец художник Эйнар признал в Бранде старого школьного товарища. Пылкость, бескомпромиссность, прямолинейность суждений Бранда отталкивают — все эти теории не допускают присутствие милосердия, простодушной радости, напротив, они показывают эти человеческие начала как расслабляющие. Спутники расходятся в разные стороны — позже, на берегу фьорда, они снова увидятся, оттуда будут путешествовать на пароходе.

Рядом с деревней Бранд встречается с девушкой Герд, безумицией, преследуемой навязчивой идеей о том, что ее повсюду преследует страшный ястреб: она может спастись от него только на леднике в горах, в так называемой «снежной церкви». Герд не любит расположенную внизу деревню, там, считает она, тесно и душно. Бранд, расставшись с Герд, подводит резюме под дорожные впечатления: за новую личность, сильного человека, придется ему побороть трех чудищ-троллей: производным от бытовой рутины тугомыслием, бездумным наслаждением — легкомыслием, а также с бессмыслицей, проявляющейся в полном разрыве с разумом и людьми.

Он отсутствовал в деревне много лет, и сейчас здесь все кажется Бранду очень маленьким. Жители деревни в беде — пришел голод. Фогт, деревенский администратор, раздает продукты нуждающимся. Бранд подходит к сборищу, и спешит высказать свое неординарное мнение: не в таком уж тяжелом положении оказались голодающие, они теперь должны бороться за выживание, а не наслаждаться мертвяцким духом праздности. За глумление над их бедой жители едва не избили Бранда, но тот доказывает, что имеет полное моральное право на высокомерие по отношению к другим — он один вызвался помочь умирающему человеку, который, не вынеся вида собственных голодных детей, убил младшего сына в помешательстве, а потом, осознав содеянное, попытался покончить с собой, и теперь он на другом берегу фьорда, лежит в своем доме при смерти. Никто не рискует добраться туда сквозь бушующей в море шторм. Бранд собирается переправиться, и ему на помощь приходит лишь Агнес. Она поражена силой характера Бранда, и, несмотря на призывы Эйнара вернуться — ели не к нему, то хотя бы к родителям, решает соединить свою жизнь с Брандом. Местное население также убеждается в твердости духа Бранда и просит его стать священником в их деревне.

Однако у него к ним слишком высокие требования. Девиз, с которым он идет по жизни — все или ничего! — не допускает малейших компромиссов, как старинная латинская пословица о том, что миру можно погибнуть ради торжества справедливости. Бранд, став священником, обличает за стяжательство и расчетливость даже собственную мать. Он отказывает причастить ее, пока та не раскается, пока не раздаст все нажитое беднякам. Мать при смерти, она посылает за Брандом несколько раз, просит прийти, обещает раздать половину столь любимого имущества, потом обещает раздать девять десятых всего, что у нее есть. Но сын не соглашается на такой компромисс. Он очень страдает, но убеждения не дают ему согласиться.

Он очень требователен и к себе самому. Уже три года живет он с Агнес в доме под скалой. Очень редко...

заглядывает в этот дом солнце, и сын Бранда потихоньку чахнет. Доктор говорит, что для спасения Альфа им немедленно нужно переехать жить в другую местность. Оставаться смерти подобно. Бранд готов уехать. Доктор спрашивает — может, не быть Бранду слишком строгим и к другим? Один из прихожан также напоминает священнику о его долге: в деревне сейчас люди стали жить по новым правилам, они не верят Фогту, интригану-администратору, который распространяет слухи о том, что, едва получив наследство от матери, Бранд покинет деревню. Люди нуждаются в нем, и Бранд принимает тяжелое решение, заставив согласиться с ним и жену.

Альф умирает, и его мать безмерно горюет, постоянно думая об умершем сыне. У нее остались только его вещи и игрушки. Внезапно в дом пастора врывается цыганка и требует, чтобы Агнес отдала ей часть своего богатства. Бранд приказывает отдать цыганке оставшиеся после Альфа вещи — все без исключения! Безумная Герд, когда-то увидевшая Альфа, сказала, что этот ребенок — идол. Бранд считает свое и Агнес горе идолопоклонством. И вправду, разве они не упиваются упавшим на них горем, разве извращенное наслаждение не получают от своего страдания? Агнес снова смиряется с уверениями мужа и отдает последнее, что ей удалось припрятать — детский чепчик. Теперь у нее есть только муж. В вере ей утешения мало — слишком суров их с мужем Бог, веруя в него, нужно приносить все новые и новые жертвы, а деревенская церковь слишком тесна.

За это случайное слово Бранд немедленно цепляется. Он построит высокую, просторную церковь, которая будет достойной нового человека, которого Бранд проповедует. Всеми силами старается препятствовать пастору Фогт, он сам планирует более утилитарное устройство — строительство работного и арестного дома, флигеля для заседаний и сходок, сумасшедший дом. К тому же администратор не желает сносить старую церковь — он считает, что это памятник культуры. Узнав, что Бранд вознамерился возводить новую церковь на собственные средства, Фогт меняется во мнении, начинает расхваливать начинание Бранда, смелость его предприятия, а тесную старую церковь-развалюху называет даже опасной для посещений.

Спустя несколько лет новая церковь была построена, но Агнес к тому времени умирает, и грядущая церемония освящения церкви не вызывает у Бранда воодушевления. Важный церковный чиновник начинает с Брандом разговор о сотрудничестве церкви и государства, попутно суля пастору всевозможные почести и награды, Бранд испытывает от этого разговора только отвращение. Он вешает на церковь замок, а прихожан, которые собрались, увлекает с собой в горы — они пойдут искать новый идеал, а храмом для них станет весь мир! Однако даже точно сформулированные идеалы (точности формулировок идеалов Ибсен в произведении избегает намерено) — остаются абстрактными, достижение же их непременно конкретно. Идя вторые сутки с Брандом, прихожане устали, оголодали, посбивали ноги, отчаялись. Они с легкостью дают себя обмануть фогту, который сообщает, что огромные косяки сельди вошли в их фьорд. Прихожане Бранда мгновенно себя же убеждают в том, что их обманули, и побивают своего бывшего пастора камнями. Бранд сетует, что таковы уж норвежцы — они переменчивы, вчера они клялись помочь датчанам в их военном конфликте с Пруссией, но тут же позорно обманули Данию (имеется в виду датско-прусский конфликт, случившийся в 1864 году)!

Бранд продолжает путь через горы в одиночестве. Невидимый хор поет ему о тщетности стремлений человека, о бесперспективности поров с Богом или Дьяволом. Бранд думает о сыне и жене, тоскует по ним, и тут на его плечи падает еще одно испытание. Бранд видит в видении Агнес. Она старается утешить его, говорит, что нет серьезных причин для отчаянья, что она ним и что опять все хорошо, что Альф выздоровел, вырос, что осталась в деревне, на своем месте и старенькая их церковь. Испытания Бранда только привиделись ему в страшном сне. Ему нужно только отказаться от трех слов, которые так ненавидит Агнес — от девиза: «Все или ничего». Бранд проходит испытание, не предав идеалов, не предав собственной жизни и перенесенных страданий. Он готов повторить свой путь, если так будет нужно.

Из тумана вместо ответа звучит: «Умри — не нужен миру!».

Снова Бранд один. Его находит Герд и приводит Бранда в свою «снежную церковь». Наконец-то Бранд чувствует благодать, любовь, милосердие. Однако безумная Герд видела уже ястреба — врага своего — на вершине, она стреляет в него и ходит лавина. Бранд успевает под ней только задать свой последний вопрос к мирозданию — действительно ли воля человеческая так ничтожна, как в мощной Господней деснице песчинка. Он слышит ответ сквозь громовые раскаты, ответ звучит: «Бог Милостивый».


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Вы сейчас читаете сочинение Краткое содержание «Бранд»
?