Композиция поэмы блока двенадцать


Поэма “Двенадцать” – вершина революционного творчества Блока. Произведение явилось для поэта огромным шагом вперед в его постоянных исканиях новой формы, способной наиболее полно и верно “отсчитать биение пульса революции”. Блок призывает: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию!”
Этот призыв он воплотил в произведение, которое было новым не только по содержанию, но и по форме. В “Двенадцати” Блок с величайшим страстью и громадным мастерством запечатлел открывшийся ему в метелях и пожарах образ новой, как ему казалось, свободной революционной Родины. Верный своим исконным представлениям о “России-буре”, поэт принял революцию как стихийный, неудержимый “мировой пожар”, в очистительном огне которого должен исчезнуть весь старый мир без остатка.


В поэме Блоком гениально передана оглушившая поэта музыка крушения старого мира. Эта тема определила особое построение – композицию поэмы. Само название “Двенадцать” многозначно. Обычно его связывают с магическим смыслом этого числа в поверьях многих народов. Но в “магию числа” автор вложил конкретный идейный, социальный и “композиционный” смысл. Двенадцать – посланцы нового мира, несущие сквозь враждебные стихии (“вихри враждебные”) очистительное возмездие революции. Двенадцать – это число стихотворений-глав, композиционных частей, составляющих композиционную структуру поэмы. В каждом из них Блок видел относительно самостоятельное целое, в их расположении “скрыта автором тайна идейного развития произведения”.
Поэтому понятие “композиция” в поэме Блока – это не только расположение сюжетных частей, но и соотношение частей и целого. Это связь всех элементов произведения, отражающая связи реальных общественных явлений в том свете, как их понимает и оценивает сам Блок. А он призывает, прежде всего, “слушать революцию”. И построена поэма так, что мы как бы становимся свидетелями происходящего, как будто мы наблюдаем из окна квартиры за тем, что происходит на улице.
Но, кроме композиции действия, в поэме автор применяет композицию образа и образов, как бы поставленных рядом, которые раскрываются в последовательности, в развитии. В зависимости от этого, то есть идейного содержания, динамики развертывающихся событий, последовательной смены картин, действий и системы образов, можно выделить три основные линии: путь и борьба красногвардейцев, превращающихся из стихийно организованной массы в боевой отряд, вихри враждебных сил, драматическая история гибели героини.
Поэма “Двенадцать” разделена не только на главы, но и (внутренне, скрыто) на сцены с монологами и диалогами. Повествовательная часть как бы уходит на второй план, точнее сказать, повествование постоянно перерастает в “драматическую структуру”, а сам автор из лирического повествователя то и дело превращается в действующее лицо.
Первая глава – это своеобразный пролог, в котором значительную роль играет сам автор. Как бы с авансцены звучит его голос:
Черный ветер.
Белый снег.
Ветер…
Контраст, причем резкий, – один из часто используемых композиционных приемов, особенно сильный, потому что в поэме будет использован как прием только еще один цвет – красный. А вот фон происходящих событий необычайно богат: и отблески пожаров, и снежный мрак, и дым костров. Повторенное слово “ветер” указывает на то, что эмоциональное напряжение возрастает, наполняясь многозначностью и тревогой. На смену одним действующим лицам – представителям старого мира (и здесь в голосе автора появляются иронические и сатирический интонации) – приходят другие, полные “святой злобы” к нему. С их действиями и переживаниями соединяется голос автора, который в конце поэмы становится как бы голосом трагического прорицателя. С появлением красногвардейцев происходит завязка драматической коллизии. Важная роль принадлежит здесь рефрену: “Эх, эх, без креста!”
Крушится старый мир, а чувство революционного долга испытывается на прочность буржуазными соблазнами (“А Ванька с Катькой – в кабаке”). Но это раздвоение прикрывается общей песней:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови!
Внешне четвертая глава имеет повествовательный характер, но это повествование не совсем обычно: оно хоровое. В пятой главе – это как будто внутренний монолог. В шестой и седьмой главах внешнее и внутреннее движение как бы сливаются в трагической кульминации, а в восьмой и девятой действие приобретает форму резких перепадов настроения и поведения героев. Важную роль в этом преображении играет мотив любви, проходящий через всю поэму.
Чувство трагической вины испытывает Петруха. Но вихри захватывают, кружат, обнажая “неугомонного врага”. И здесь особую роль начинает играть голодный пес – образ старого мира. Пес будет сопровождать действие до конца. Однако главная драматическая линия поэмы связана с очистительной силой революционной стихии, с возвышающим красногвардейцев подвигом, который совершается во имя свободы и народа:
В очи бьется
Красный флаг, раздается
Мерный шаг…
Вперед, вперед,
Рабочий народ.
Сцена появления в конце поэмы Христа с красным флагом впереди красноармейцев – уже организованного отряда – вызвала (и вызывает до сих пор!) массу споров и различных толкований. И сам Блок не мог однозначно объяснить заключительную сцену. Но нельзя не обратить внимания на диссонансное строение стиха в заключительном эпизоде. Блок рифмует слова: пес – роз – Христос!
Закончив поэму, Блок – человек, чрезвычайно требовательный к себе, написал: “Сегодня – я гений”. И нельзя с этим не согласиться. Художественное мастерство поэта бесспорно. Он, в самом деле, гениален.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Композиция поэмы блока двенадцать
?