Классовое и общечеловеческое в романе “Тихий Дон”

Среди книг о предреволюционных и революционных событиях, гражданской войне “Тихий Дон” выделяется самобытной уникальностью. Писатель развернул перед нами, читателями, грандиозную эпическую картину жизни казачьего Дона с его историческими особенностями, традициями, своеобразным бытом, неисповедимым пересечением человеческих путей И судеб, социальными потрясениями. Это все – подлинная правда, взгляд на революцию не с одной стороны, как это было в большинстве книг того времени, а с обеих. Повествуя о беспощадном столкновении идеологий в кровавой гражданской войне, автор с неповторимой силой выразил мысли и чувства общенародные, общечеловеческие. Он не пытался скрыть или приглушить горечь трагедии, рожденной революцией.

“Тихий Дон” поражает горькой, неприглядной правдой обрисовки внутреннего мира и поступков тех героев, которые фанатично уверовали в правоверность своей “пролетарской позиции”. Мишка Кошевой, друг-однокашник Мелехова, большевик, проявлял беспощадную непримиримость ко всем “непролетарским элементам”. Он раздел и расстрелял добровольно

сдавшегося красноармейцам Петра Мелехова (это не помешало ему жениться на сестре убитого), спешил в родной Татарский, чтобы “сжечь полхутора”. Беспричинно застрелив почти столетнего Гришаку, Кошевой “брезгливо обошел” труп, поджег дом и сараи, а потом “спал в соседней леваде”. Чувство “классовой ненависти” проявлялось в Кошевом, как и во многих других большевиках, господствовало над всеми другими проявлениями души. Кошевой, фанатически верующий в свою классовую правоту, – широко распространенный мрачный персонаж эпохи.

А трагический Григорий Мелехов, человечный, честный, не может не вызывать сочувствия. Ему много раз приходилось наблюдать жестокость и белых, и красных, поэтому лозунги классовой ненависти стали казаться ему бесплодными; “Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира…” Котлярову, увлеченно доказывающему, что новая власть дала бедным казакам права, равенство, Григорий возражает: “Казакам эта власть, окромя разору, ничего не дает. ” Душа Мелехова страдает по его словам, оттого, “что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их”. Судя по его раздумьям, поступкам, он был склонен искать мирные пути к решению жизненных противоречий.

Междоусобицы измотали Мелехова, но человечное в нем не угасло. Вот он на один день пришел в родной дом, взял на руки детей… “Целуя их поочередно, улыбаясь, долго слушал веселое щебетанье. Как пахнут волосы у этих детишек! Солнцем, травою, теплой подушкой и чем-то еще бесконечно родным. И сами они – эта плоть от плоти его, – крохотные степные птицы… Глаза Григория застилала туманная дымка слез…” Это общечеловеческое – драгоценнейшее в “Тихом Доне”, его живая душа.

В потрясающей сцене похорон Аксиньи перед нами предстает убитый горем, выпивший до краев полную чашу страданий, до срока постаревший человек, и мы понимаем: ощутить с такой силой горе утраты могло лишь великое, хотя и израненное сердце.

Внутренний конфликт разрешается для Григория отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, “тщательно вытер руки о полу шинели”.

Проявлениям классовой жестокости, вражды, кровопролития автор романа противопоставляет извечную мечту человека о счастье, о согласии между людьми. Он последовательно ведет героя к той правде, в которой заключена идея единства народа как основа жизни.

Голосом мира и согласия сопровождает героев романа песня. Казачий песенный репертуар, своего рода чуткая душа донского края, щедро запечатлел все, чем жили донцы. Песня стала важной содержательной и художественной частью произведения; она сопровождает мирную тему, противостоит войне, догмам классовой розни, характеризует быт и историю края…

Огромное впечатление производит сцена, когда в донской степи Григорий слушает, как поют отступающие белоказаки. “Над черной степью жила и властвовала одна старая, пережившая века песня”, напоминавшая казачеству о его прежде нерушимом единстве. В ее стародавних словах слышалось грозное предостережение: “А зима застает, братцы, холодная. Как и где-то нам, братцы, зимовать будет?” – и непрямо высказанное осуждение междоусобицы.

Что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого “недоуменного существования”? Автор не отвечает на этот вопрос. Его трагедия, усиленная в романе трагедией почти всех дорогих и родных ему людей, отражает драму целого края, подвергшегося насильственной “классовой переделке”.

Своим “Тихим Доном” Шолохов обращается и к нашему времени, учит искать нравственные и эстетические ценности в добре, мире, гуманизме, братстве и милосердии.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Классовое и общечеловеческое в романе “Тихий Дон”
?