Какой жанр “Капитанской дочки”


Кажется, ясно? В самом деле, разве “Капитанская дочка” не соответствует этому пушкинскому пониманию романа? Разве в ней не раскрыта историческая эпоха народного восстания, развитая на основе вымышленного повествования? Когда “Капитанская дочка” была написана и рукопись передана цензору, Пушкин писал ему 25 октября 1836 года: “Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…”
История возникновения концепции “Капитанской дочки” как “семейной хроники” очень поучительна. Можно с точностью установить время и причины, обусловившие ее появление. Ее выдвинул Аполлон Григорьев в 1859 году. Критик не анализировал, не рассматривал “Капитанскую дочку”, но, исходя из своих почвеннических убеждений, толковал Пушкина как выразителя истинно русских идеалов, воплотившего

“высшие стремления и весь дух кротости и любви…”

Аполлон Григорьев написал свою статью через двенадцать лет после Вяземского и назвал ее “Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина”. Вряд ли случайно критик почти повторил название статьи Вяземского -“Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина”. “Взгляду” западника Вяземского он противопоставил свой “Взгляд”. По мнению Вяземского, Пушкин создал историческую хронику, рассказ о страшной године пугачевского бунта, запечатлев мастерски в “сжатой картине” Россию “от крепости Белогорской вплоть до Царского Села”. Герои пушкинского романа “принадлежат русской былине о Пугачеве” ‘. Аполлон Григорьев утверждает: нет, Пушкин написал “семейную хронику” и рассказал “добродушную историю” о, частной жизни Гриневд. Критик замалчивает образ Пугачева и декларативно объявляет Пушкина певцом смиренности, которая полнее всего и раскрывает “русский тип”. В этом он видит величие Пушкина и секрет его огромного влияния на литературу. “Все наши жилы бились в натуре Пушкина, и в настоящую минуту литература наша развивает только его задачи – в особенности же тип и взгляд Белкина. Белкин, который писал в “Капитанской дочке” хронику семейства Гриневых, написал и “хронику семейства Багровых”…” 2.

Единомышленник Аполлона Григорьева Н. Н. Страхов, продолжив борьбу с западниками за “своего” Пушкина, характеризовал его как родоначальника истинной народности, которая, но убеждению критика, наиболее полно выражалась в создании русского национального характера с его смирением и кротостью. Вслед за А. Григорьевым Н. Страхов видел образное выражение этого идеала у Пушкина в смиренном “бел-кинском” начале. Вот почему была подхвачена мысль о создании Пушкиным жанра “семейной хроники”. В статье, напечатанной в 1869 году и посвященной “Войне и миру”, он сопоставляет толстовский роман с “Капитанской дочкой”: “”Капитанская дочка” тоже не исторический роман, т. е. вовсе не имеет в виду в форме романа рисовать жизнь и нравы, уже ставшие для нас чуждыми, и лица, игравшие важную роль в истории того времени. Исторические лица – Пугачев, Екатерина – являются у Пушкина – мельком, в немногих сценах, совершенно так, как в “Война и мире” являются Кутузов, Наполеон и пр. Главное рке внимание сосредоточено на событиях частной жизни Гриневых и Мироновых, и исторические события описаны лишь в той мере, в какой они прикасались к жизш| этих простых людей. “Капитанская дочка”, собственно говоря, есть хроника семейства Гриневых; это тот рассказ, о котором Пушкин мечтал еще в третьей главе “Онегина”,- рассказ, изображающий “преданья русского семейства”.(^”Капитанская дочка” есть рассказ о том; как Петр Гринев женился на дочке капитана Миронова” ‘.

Тенденциозность подобного толкования пушкинского романа очевидна. Хотелось бы только подчеркнуть эту откровенность толкования “Капитанской дочки” в угоду любимой идее: критик не только з малчивает важнейшие в романе картины крестья ского восстания, но объявляет Пугачева эпизодическим лицом, утверждая, что Пушкин изобразил Пугачева “мельком”.

Но, ж сожалению, отношение Пушкина к Вальтеру Скотту часто толкуется односторонне и предвзято, более того – зависимость Пушкина от английского романиста приобретает у некоторых пушкинистов гипертрофированный характер. Примером может служить формула, предложенная в свое время Д. П. Якубовичем: “”Капитанская дочка” – последнее звено длительного и упорного (? – Г. М.) процесса, условно могущего быть названным вальтер-скоттовским периодом Пушкина”

Не было такого периода у Пушкина. Свой категорический вывод исследователь стремился подтвердить примерами зависимости мотивов, ситуаций и образов “Капитанской дочки” от исторических романов Вальтера Скотта – зависимости, установленной на основе чисто формальных сопоставлений. Уже давно была доказана несостоятельность подобной методологии. А в то же время общий вывод, что “Капитанская дочка” написана по образцу исторических романов Вальтера Скотта, сохраняется до сих пор и утверждается пушкиноведением как объективная истина. На этом основании, в частности, делается заключение, что в соответствии с историческими романами английского писателя в основе “Капитанской дочки” лежит любовный сюжет – история любви и женитьбы Гринева. В действительности все было сложнее. Отношение Пушкина к Вальтеру Скотту не было однозначным – оно менялось на протяжении творческой жизни поэта и потому требует тщательного исследования. Пушкин не только усваивал опыт Вальтера Скотта, но преодолевал свойственные его романам недостатки, решительно обновлял жанр исторического романа. И осуществлялось это – прежде всего и главным образом – в процессе работы над “Капитанской дочкой”.
Известно, что решающим условием верного понимания художественного произведения является рассмотрение его по законам, которые создает для себя сам художник. Как же можно судить о жанре “Капитанской дочки” по законам исторического романа Вальтера Скотта? Не ясно ли, что при таком подходе мы будем навязывать Пушкину свои выводы и суждения, а не извлекать их из самой художественной структуры написанного им романа. Исследователю гораздо важнее, доверяя автору, стремиться понять то индивидуальное, что присуще ему, увидеть те открытия, то обновление жанра Пушкиным, которые и определили роль “Капитанской дочки” в дальнейшем развитии русского романа.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Какой жанр “Капитанской дочки”
?