Идея создания романа «Красное и черное»

«XIX в. будет отличаться от всех ему предшествующих веков точ­ным и пламенным изображением человеческого серд­ца», — писал Стендаль. По сути, это была сверх­задача, которую ставил перед собой писатель, при­ступая к созданию нового романа. К этому времени у Стендаля уже был выработан «жесткий, сухо­ватый, пренебрегающий метафорическими узорами аналитический слог». В общих чертах писателю был ясен и образ современного молодого человека — дерз­кого искателя счастья, энергичного и страстного в своих взлетах и падениях, который и

был, по мнению Стендаля, героем нового времени. Недо­ставало лишь напряжения, основного стержня буду­щего произведения, первотолчка, случая, в котором угадывалась бы трагедия современной недюжинной личности. Нужен был подходящий источник инфор­мации.

И Стендаль открыл для себя такой источник — уголовную хронику. Открыл в то время, когда его собратья по перу с пренебрежением относились к прозе будней, к тем страстям, которые бушевали в душах их современников, отдавая предпочтение се­дой старине, ища своих героев в рассказах о стран­ствующих по заморским краям изгнанниках.

В письмах к своим друзьям Стендаль

советовал им почаще заглядывать в «Судебную газету», чтобы дополнительно знать, чем живет современное фран­цузское общество, что волнует его и что творится в душах молодого поколения. Сам писатель именно здесь однажды наткнулся на поразивший его мате­риал. «Судебная газета» сообщала о том, что в декабре 1827 г. Гренобльский суд слушал дело некоего Антуана Берте, девятнадцатилетнего сына сельского кузнеца, воспитанного священником мест­ного прихода. Этот молодой человек, попав в ка­честве наставника детей в дворянское семейство города Гренобля, спустя несколько лет стреляет во время богослужения в церкви сперва в мать се­мейства, а потом в себя. Оба они остались живы. Как водится, Антуана Берте судили и безжалостно приговорили к смертной казни. Приговор не замед­лили привести в исполнение. Французские газеты на все лады комментировали эту скандальную исто­рию, создавая общественное мнение, против которо­го и восстал Стендаль. Так родился замысел романа «Красное и черное», прославившего имя писателя в веках.

Всего три года понадобилось Стендалю, чтобы реализовать свой замысел. Ему блестяще удалось переложить «весьма обыденное уголовное преступле­ние» на язык искусства. При этом писатель достиг значительного успеха в описании социальной карти­ны жизни французского общества начала XIX в., определившего логику поведения героя в его новом романе.

Действие романа разворачивается в вымышленном городке Верьере, напоминающем Стендалю совре­менный Гренобль, а также в Безансоне, где писа­тель никогда не был, и в Париже, в котором он подолгу жил и который хорошо знал, но, кажется, никогда по-настоящему не любил. Условность места действия романа не случайна и легко объяснима: она способствовала свободному течению повествова­ния, создавая впечатление всеохватности и всеобщ­ности происходящих событий. Другими словами, ис­тория героя романа воспринимается читателями не как частный, из ряда вон выходящий случай, а как закономерное явление, обусловленное всем ходом развития французского общества в эпоху Реставрации. В этом и заключается несомненное и нова­торское мастерство Стендаля как художника-реа­листа.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Идея создания романа «Красное и черное»