Идейно-художественное своеобразие рассказа «Старуха Изергиль»

Анализируя идейное содержание рассказа «Старуха Изергиль», следует подумать над тем, что подчеркивает Горький в своем романтическом утверждении подвига. Автор мыслит подвиг как деяние во имя людей, деяние, движимое добротой и любовью к людям, Эта высокая цель и рождает самопожертвование. Обратите внимание на то, что право судить о ничтожности Ларры и величии Данко получает старуха Изергиль.

Идейная и композиционная роль этого образа в рассказе очень велика. Избегайте сводить значимость этого образа только к проповеди героического,

действенного отношения к жизни. Помните, что образ Изергиль не менее значителен, чем образы Ларры и Данко, и без него идейная направленность рассказа останется не раскрытой, ибо идея находится в сложной взаимосвязи с теми выводами, которые вьгг екают из первой и третьей частей произведения.!

Основная идея первой части — невозможность жизни без людей, только для себя; идея третьей части — смысл жизни в том, чтобы быть с людьми и жить для людей. Жизнь Изергиль дает иной ответ на постав-Ленный вопрос: можно жить с людьми, но в то же время жить только для себя.

Противоречивость и сложность образа Изергиль в том

и состоит, что она знает, в чем смысл жизни, как нужно жить, высоко ценит людей типа Данко, живущих высокой идеей стремления к свободе и счастью своего народа. Однако сама Изергиль не смогла прожить свою жизнь так, ее незаурядные силы были почти бесполезно растрачены.

У нее осталось только одно — желание помочь людям найти себя в шизни, достойно ее прожить, извлечь уроки из прошлого, чтобы не повторить Ошибок. «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам, — говорит она. — И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней.

И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно. «. В рассказе «Старуха Изергиль» Горький прибегает к традиционным элементам романтической поэтики. Обратите внимание на исключительность характеров Ларры и Данко, на отсутствие каких-либо сведений об условиях формирования этих характеров, некоторую одноплановость образов. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Старуха Изергиль» убеждает в том, что перед нами произведение революционно-романтическое, созвучное революционно-романтическим традициям Пушкина и Лермонтова и обладающее новыми качествами. Революционный романтизм — это творческий метод художественного отображения действительности, когда писатель, не удовлетворенный окружающей жизнью, противопоставляет ей свой идеал, порожденный революционной мечтой.

Такой романтизм зовет к активному воздействию на жизнь, к ее революционному преобразованию. Горьковских романтических героев роднит с романтическими героями русской литературы XIX века готовность к самопожертвованию, стремление к свободе, добру.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Идейно-художественное своеобразие рассказа «Старуха Изергиль»