Идейно тематическое содержание романа “Преступление и наказание”

Роман выдающегося русского писателя Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” по праву считается полифоническим, многогранным, глубоко философским и психологическим. В литературном произведении поднимаются вечные, как мир вопросы, никогда не перестающие быть актуальными для человечества; мастерски раскрываются психологические мотивы, побудившие героев на те или иные поступки, подробно описывается их внутренний мир, самые потаенные мысли и чаяния.
Персонажи “Преступления и наказания”, являясь фигурами противоречивыми, неоднозначными, тем не менее, представляются автором полноценными, интересными личностями, представая перед читателем словно живые. Поступки, точка зрения каждого из них независимы и не схожи между собой, автор же словно незримо присутствует в романе, не оспаривая и не соглашаясь ни с одним из мнений. В романе будто слышатся несколько равных, независимых друг от друга “голосов”, что и делает произведение полифоническим. Федор Михайлович предоставляет нам, своим читателям, возможность делать выводы самостоятельно.
Проблематика этого неоднозначного, поистине гениального творения Достоевского касается многих сфер человеческого бытия. Главными проблемами романа являются: проблема границ свободы сильной незаурядной личности; столкновение интересов абсолютно разных по своему мировоззрению людей; проблема разности морально-этических принципов людей. Особенно громко в произведении звучат мотивы греха и искупления, ответственности за содеянное, постепенного распада личности и ее внутреннего конфликта, нравственного возрождения оступившегося человека и т. д.
Этот роман – история о трагедии маленького человека, думающего, что совершает благородный поступок по идейным соображениям, а в итоге понимающего, что он, как ни крути, преступник, убийца; что какими бы благородными не были мотивы, толкнувшие его на преступление, убийство от этого не перестает быть убийством. Преступление, совершенное главным героем Родионом Раскольниковым, вызывает наряду с осуждением еще и неожиданное чувство – жалость. Ведь юноша в душе является человеком добрым, совестливым и сострадательным. В романе тому есть множество подтверждений: познакомившись в распивочной с Мармеладовым, герой, не колеблясь, жертвует его семье свои последние деньги, помогает отцу-старику своего умершего товарища, спасает детей во время пожара.
Раскольников – бывший студент, вынужденный оставить учебу из-за постоянного безденежья, – обладает бунтарской натурой и нерушимой уверенностью в своих поступках. Молодой человек, неглупый и наделенный обостренным чувством справедливости, устав мириться с несправедливым мироустройством, выдвинул собственную теорию, согласно которой люди делятся на два вида: “люди низшие” и “собственно люди”. Естественно, Родион причисляет себя ко второй категории и уверен, что имеет право распоряжаться судьбами и жизнями “людей низших”. Вооружившись топором,...

бывший студент воплощает свою дикую теорию в жизнь: он убивает старуху-процентщицу и ее сестру.
Естественно, что этим ужасающим поступком герой не только не победил несправедливость мира, но и, наоборот, лишь приумножил ее. На ужасное преступление Родион идет от безысходности, убийство старухи – не что иное, как крик его исстрадавшейся души, уставшей от беспросветной нищеты, голода, вечных долгов и повсеместной социальной несправедливости. “Это я себя убил”, ? горестно комментирует свой поступок главный герой, обращаясь к Соне Мармеладовой. Преступление, которое он совершил, идет вразрез со всей его натурой, с его воспитанием и моральными принципами, представляя собою отчаянный бунт личности против существующего порядка вещей, несправедливого и жестокого.
Именно чистая душа Сонечка подталкивает Родиона к раскаянию, покаянию и добровольному признанию в страшном грехе – убийстве. Повсюду, словно ангел хранитель, следует девушка за оступившимся юношей: и когда он идет признаваться в своем преступлении, и когда его везут на каторгу. Везде она для него не строгий судья, осуждающий и попрекающий, а поддержка и опора, неиссякаемый источник божественного света и всепрощения, эталон истинной христианской любви, равной которой по силе нет нигде в мире. Героиня романа “Преступление и наказание” тоже является своего рода преступницей, но если Раскольников преступил через других для себя, то Соня преступила через себя для других.
Как это ни парадоксально, но, потерпев сокрушительное поражение, разочаровавшись в своей жестокой теории, Родион тем самым одерживает самую главную и важную победу в своей жизни – победу над собой, над своими мятежными страстями. Путь к этой нелегкой победе долог и тернист: к своему такому трудному счастью он приходит через страшные ошибки, страдания, покаяние, смирение, безграничную, светлую любовь Сонечки к нему, и свою любовь к ней. Благодаря этому удивительному чувству герой духовно воскресает к новой, праведной жизни, подобно библейскому Лазарю.
Таким образом, великий знаток душ человеческих Федор Михайлович Достоевский в своем гениальном романе пытается донести до читателя мысль о том, что далеко не всегда самым суровым наказанием являются закон и тюрьма, намного важнее и действеннее – искреннее раскаяние оступившегося человека и муки совести, по-настоящему очищающие покаянную душу от грязи совершенного преступления. Идейный смысл романа полностью подчинен главным целям – нравственному воскрешению Раскольникова через искреннее раскаяние, избавлению героя от дикой теории, толкнувшей его на преступление, приобщению раскаявшегося грешника к христианским ценностям.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Идейно тематическое содержание романа “Преступление и наказание”
?