Гибель человеческой души в рассказах Чехова


В рассказах 90-х годов Чехов по-прежнему исследует жизнь не в общих явлениях, а в ее частных выражениях в сфере быта. На первый взгляд, мелкие и неважные темы выводят к социально­историческим обобщениям. Чехов пишет об интеллигентах, их иллюзиях и заблуждениях, о несостоятельности их жизненных программ. Это ярко проявилось в его трилогии “Человек в фут­ляре”, “Крыжовник”, “О любви”. Герои ее “связаны скрытой общностью”: гимназический учитель Беликов с его девизом “как бы чего не вышло” свел свою жизнь к следованию инструкциям и указам; чиновник Чимша-Гималайский подчинил жизнь идее приобрести собственность – имение с крыжовником.

Алехин, который любил, не смог переступить через привыч­ные представления, и погибла сама любовь. Каждый из героев подчиняет жизнь узкой программе, заключает ее в футляр.

Образ учителя греческого языка Беликова (“Человек в футля­ре”) разработан гротескно. “Футлярность” определяет все, что его окружает: вся мебель в чехлах, сам в любую погоду в кало­шах и с зонтиком, в темных очках и с ватой в ушах. Футляр – это способ спрятаться от жизни, уйти от принятия решений. Беликов слаб, робок, одинок. Он патологически боязлив. Поэто­му он учит мертвому древнегреческому языку, поэтому он во всем следует указам и инструкциям. Однако этот “человек в фут­ляре” странным образом держит

в моральном подчинении весь город. Его зловещий облик витает над всеми делами и разгово­рами горожан. Смерть Беликова – это обретение вечного футля­ра, недаром он “лежал в гробу почти счастливый”. Образ “чело­века в футляре” стал символом стремления спрятаться от жизни. В рассказе Чехов дал гротескную характеристику поведения ин­теллигенции в конце 90-х годов.

В рассказе “Крыжовник” чиновник Чимша-Гималайский осу­ществил фанатическую мечту жизни – купил усадьбу, в кото­рой он хотел развести крыжовник. Маленький чиновник, сол­датский сын, перерождается. Став собственником, он рассужда­ет о необходимости телесных наказаний для крестьян, превра­щается в тупого обывателя. Чехов рисует его гротескно: он по­хож на свинью, на свиней похожи его толстая собака и толстая кухарка. Фанатичная идея, которой подчинил жизнь, в общем, неплохой человек, – это тоже футляр, сковывающий свобод­ный дух.

Такой же футляр в виде оторванных от реальной жизни кон­сервативных представлений о грехе и добродетели губит любовь в рассказе “О любви”.

В трилогии главная тема – это неправильно понятые смысл и цель жизни, приведшие к опошлению и нравственному переро­ждению героев. Анатомию опустошения и гибели человеческой души осо­бенно ярко Чехов показал в рассказе “Ионыч”.

Герой проходит три этапа в своей жизни, каждый из которых характеризуется повторяющимися, но претерпевающими изме­нения деталями.

Дмитрий Ионыч Старцев приезжает врачом в земскую боль­ницу с высокими идеалами служения народу. Он не лишен ро­мантического восприятия жизни, любит музыку, мечтает, влюб­ляется. Он способен чувствовать красоту лунной ночи, остро переживать.

Вначале он даже не берет за лечение денег у бедняков. Он и сам не богат – в город ходит пешком. Когда Котик отказала Старцеву, он при всей казавшейся пылкости и глубине любви страдал три дня, а потом утешился и думал только, что любовь приносит ненужные хлопоты.

Чехов не говорит подробно о годах жизни Старцева, а рас­ставляет только основные вехи.

Герой, прежде отличавшийся от жителей города возвышенны­ми мечтаниями и горячими чувствами, привыкает к размеренной, полусонной жизни обывателей. Они больше не раздражают Стар­цева. Они не изменились, но меняется сам герой. Он теперь уже берет деньги со всех больных, перестает спорить, покупает пару лошадей. Ему лень любить, и он думает: “Хорошо, что я тогда не женился”. Называют его теперь Дмитрий Ионыч.

Моральное опустошение завершается тем, что доктор Стар­цев превращается в Ионыча – ленивого, разжиревшего, лишен­ного живых мыслей обывателя. Он теперь берет не только день­ги, но и все, что приносят больные; ездит на тройке с бубенчи­ками и кучером на козлах; по вечерам считает деньги, рассмат­ривает дома, назначенные на продажу. Круг его интересов те­перь – только богатство, хотя он сам не знает, зачем ему одно­му столько денег. Ни желаний, ни мечты у Ионыча уже нет. Процесс деградации личности завершен.

Чехов показывает, что среда, окружение, обывательские нра­вы оказывают влияние на человека, но это лишь усугубляющие факторы. Основная же причина опустошения героя – в нем са­мом, в его неспособности к сопротивлению, противостоянию. М. Бахтин писал, что “человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности”. Герои Чехова не дорастают до са­мих себя, это несвершившиеся люди.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Гибель человеческой души в рассказах Чехова
?