Фольклор в творчестве Даля

Начало литературной деятельности Даля относится к 1830. Его первая повесть «Цыганка» была названа издателем журнала Н. А. Полевым «превосходным сочинением», но широкая публика ее не заметила. Известность Далю — казаку Луганскому (псевд. взят по месту рождения) принесли «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к опыту житейскому приноровленные и поговорками бродячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Используя фольклорные сюжеты, Даль свободно их изменял, комбинировал, вносил

черты сентиментальности в сказочную фантастику. Из-за сатирической направленности некоторых сказок (высмеивались «блюдолизы придворные», тупые чиновники) сборник был расценен отделением как «насмешка над правительством», запрещен и изъят из продажи. Автор был арестован, но сразу же освобожден: имп. Николай I припомнил заслуги Даля в польской кампании и простил его. История с запрещением сказок принесла Далю известность среди литераторов. Сказки стали поводом для знакомства в 1832 с Пушкиным, к которому он пришел со своим сборником как литератор к литератору. В 1833 Даль встречается с Пушкиным в Оренбурге,
куда поэт едет за материалами о Пугачеве. По дороге в Бердскую слободу Пушкин рассказывает Далю сказку о Георгии Храбром и волке (позже Даль ее напечатает); Даль же в ответ — сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке». Через месяц Пушкин пришлет Далю рукопись этой сказки с надписью «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому — сказочник Александр Пушкин».

В 40-е творчество Даля развивается в русле «натуральной школы», где одним из ведущих жанров становится физиологический очерк, ставивший своей целью показать человека как представителя определенной социальной среды, профессии, местности, соответствующим образом индивидуализировалась речь персонажей.

Кроме очерков, в эти годы Даль пишет также повести и рассказы. Наиболее значительные из повестей: «Вакх Сидоров Чайкин» (1843), «Хмель, сон и явь» (1843), «Павел Алексеевич Игривый» (1847), «Жизнь человека, или Прогулка по Невскому проспекту» (1843). В них Даль также изображал «маленького человека», противопоставляя ему самодуров-помещиков, тупых блюстителей закона. В рассказах «Мертвое тело» (1857), «Двухаршинный нос» (1856), «Хлебное дельце» (1857) и др. Даль продолжает тему бесправия человека из народа перед законом, перед устоями общества. В 1853 по заказу вел. кн. Константина Даль выпускает сборник «Матросские досуги» («Солдатские досуги» были напечатаны в 1843), оба сборника предназначались для простого народа и пользовались большим успехом. В это время Даль уже был управляющим удельной конторой в Н. Новгороде (с 1849 по 1859). Служба в столице тяготила Даля, хотя он и был правой рукой Л. А. Перовского, неохотно отпустившего его в Нижний.

В 1853 Даль представил в Академию наук свой сборник «Пословицы русского народа», включавший свыше 30 тыс. пословиц, поговорок, загадок, прибауток, народных верований. На титульном листе стоял эпиграф: «Пословица несудима». В «Напутном» (предисловии к сборнику) Даль обращался к своим читателям: «Что если бы каждый любитель языка нашего и народности, пробегая на досуге сборник мой, делал заметки, поправки и дополнения, насколько у кого достанет знания и памяти, и сообщал бы заметки свои, куда кому сподручнее, для напечатания, или передавал бы их собирателю — не правда ли, что следующее издание, если бы оно понадобилось, могло бы оставить далеко за собой первое? Дружно — не грузно, а один и у каши загинет».

«Живое слово дороже мертвой буквы» — Даль любил эту пословицу и на протяжении всей жизни собирал слова, народные выражения, стремясь показать богатство живого языка, а через него — раскрыть различные стороны народной жизни. Ни служба, ни занятия литературой и наукой не могли прервать его настойчивой и кропотливой работы по составлению «Толкового словаря живого великорусского языка». Полностью отдаться этому главному делу своей жизни Даль смог после выхода в отставку. Первый том словаря был издан в 1863 Обществом любителей российской словесности, расходы по выпуску следующих томов взял на себя имп. Александр II, пожаловавший Далю орденскую ленту. Последний, 4-й том словаря вышел в 1866. Академия наук присудила Далю за словарь Ломоносовскую премию и избрала его в почетные члены, Географическое общество наградило золотой Константиновской медалью, а Дерптский университет прислал диплом и немецкую премию.

В словарь Даля вошло более 200 тыс. слов, из них 80 тыс. собрано самим Далем, они не входили раньше ни в один словарь. Впервые Даль применил расположение слов по гнездовому способу. Объясняя этот способ составления словаря, Даль писал: «При обработке словаря своего составитель его следовал такому порядку: идучи по самому полному из словарей наших, по академическому, он пополнял его своими запасами; эта же работа пополнялась еще словарями… и затем, собрав слова по гнездам, составитель пополнял и объяснял их по запискам и по крайнему своему разумению…» Эти «записки» и «разумение» Даля — большого знатока народной жизни, рассказывали о труде крестьян, их быте, народном искусстве, верованиях, мироощущении. При объяснении значений слов Даль пользовался пословицами, поговорками, народной фразеологией.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Фольклор в творчестве Даля