Филологические труды Ломоносова


Поэзия Ломоносова была проникнута высокой идеей служения своему народу, стремлением способствовать развитию русской культуры просвещения; она являлась неотъемлемой составной частью его научной и просветительской деятельности. В своей поэзии Ломоносов затрагивал и развивал темы, имеющие важное общественно-политическое значение. Его произведения отличаются исключительной по тому времени чистотой языка. В основе поэтического творчества Ломоносова лежит убеждение, что чем больше новых представлений вносит поэзия в сознание читателя, тем она значительнее. В похвальных одах, написанных по тому же или иному официальному поводу, он всегда выходил за пределы обычной тематики этого жанра, превращая оду в много темное произведение; как правило, прославляемый в оде образ монарха отступает у него на второй план, а на первое место выступает Россия; он пишет о благополучии и славе страны, о ее природных богатствах, прославляет труд, разум, науку, человека, дает оценку политических событий и т. д. В “Оде на взятие Хотина” (1739) он восхваляет русский народ, характеризует, по существу, значение мира для народа; в “Оде…1742” Ломоносов высказывает свои заветные мысли о справедливости, о счастье народа, о грядущем величии России. Ломоносов стремился не только распространить в России новые идеи, но и воспитать новое отношение к науке. Этой задаче также

служила его поэзия. Стихотворение “Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния” (1743, изд. 1748), в котором Ломоносов излагает естественнонаучные гипотезы, пронизано пафосом познания природы. Похвальные оды были для Ломоносова средством пропаганды просвещения, достижений науки, необходимости приложения науки к развитию производительных сил страны; это относится к “Оде…[1747года”], к “Оде…1750 года” и др. Духовные оды Ломоносова также служили целям просветительства. Переводы псалмов, которые занимают важное место в поэтическом творчестве Ломоносова, позволяли ему, с одной стороны, развивать собственные воззрения на природу и, с другой – высказывать этические и политические суждения.

Ломоносову принадлежит часть реформы русского стихосложения, начатой В. К. Тредиаковским. До Тредиаковского и Ломоносова в русской поэзии была принята т. н. силлабическая система стихосложения, при которой в стихотворных строках имеется одинаковое число слогов и нет периодического повторения ударных слогов. Тредиаковский выдвинул мысль о тоническом стихосложении, где ударения периодически повторяются, однако первым поэтическим произведением в русской поэзии 18 века, в котором одержало победу новое тоническое стихосложение (позднее названное силлабо-тоническим), была ломоносовская “Ода на взятие Хотина”. В “Письме а правилах российского стихотворства” (1739, изд. 1778), присланном из Фрейберга вместе с “Одой на взятие Хотина”, Л. теоретически обосновал систему тонического стихосложения. В этой работе он писал: “российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить”.

В условиях крепостнической России материалистическое мировоззрение Ломоносова, его патриотизм и неустанная борьба за широкое распространение просвещения и научных знаний среди народа почти всегда встречала упорное сопротивление со стороны реакционных правящих кругов. Представители дворянской либеральной науки, травившие великого ученого и просветителя при жизни, после смерти Ломоносова всемерно старались уничтожить в его творчестве все прогрессивное и представить его как поборника самодержавия и реакционных религиозных устоев. Сразу же после смерти Ломоносова все находившиеся в его доме бумаги по приказанию Екатерины II были опечатаны графом Г. Г. Орловым. Большая часть его архива – по видимому, все бумаги, имеющие государственное значение, были отобраны Орловым; их местонахождение не обнаружено до настоящего времени. Научные записи Ломоносова, видимо, не представлявшие интереса для Орлова, были оставлены им и сохранились до наших дней.

В истории изучения жизни и деятельности Ломоносова важной вехой является широко отмеченный в 1865 столетний юбилей со дня его смерти.

Большое значение для изучения научного наследства Ломоносова имели многолетние исследования советского химика Б. Н. Меншуткина и его публикации физико-химических трудов Ломоносова. Исключительно важна работа, проведенная академиком С. И. Вавиловым, по изучению наследия и по подготовке к изданию трудов Ломоносова.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Филологические труды Ломоносова
?