Евангельские мотивы в прозе Достоевского

Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказа­ние” – глубоко философский и психологический анализ жизни совре­менной писателю России.

Будучи глубоко религиозным человеком, Достоевский надеялся, что спасение России в религиозном смирении и добровольном принятии всеми учения и заповедей Иисуса Христа. Нарушение законов Господа – ги­бельный путь. Очень убедительно это показано в романе “Преступление и наказание” на примере судьбы главного героя Родиона Раскольникова, который после мучительных размышлений приходит к выводу, что он “право имеет” совершить убийство старухи-процентщицы, после смерти которой многие будут счастливы, нарушив одну из заповедей Христа “не убий”, Родион Раскольников все больше и больше отдаляется от людей. Случайное знакомство с Соней Мармеладовой, ступившей на гибельный путь, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи, и живущей по “жел­тому билету”, но глубоко религиозной и внутренне чистой постепенно возрождает героя и возвращает к жизни и людям. Раскольников и Соня духовно близки, хотя Раскольников не сразу понимает, почему он тянется к Соне, что привлекает его в этой простой душе. Соня помогает душе Рас­кольникова постепенно возрождаться. Именно она первая говорит ему, что необходимо сделать, чтобы обрести хотя малый душевный покой. В пери­од мучительного раздвоения в сознании Раскольникова она посылает его к людям: “Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, по­целуй сначала землю, которую...

ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!” тогда Бог опять тебе жизнь пошлет… Страдание принять и искупить себя им, вот что надо”. Внешне Соня Мармеладова слаба и беззащитна, но ее дух, опи­рающийся на православную веру, непоколебим. Она не страшится земных лишений и тягот, с кротостью, но решительно отправляется за Раскольни­ковым на каторгу в Сибирь, чтобы поддержать его, еще не обретшего ис­тинной веры. Любовь, терпение и преданность Сони помогают Раскольни­кову веру, душевный покой и надежду на будущее счастье. В финале ро­мана писатель показывает возрождение Раскольникова: “Под подушкой его лежало Евангелие”. Герой вспоминает, как Соня читала ему “о воскре­сении Лазаря”. Теперь Раскольников готов перенести любые трудности, его сердце обрело веру, надежду и любовь.

Толстой и Достоевский были убеждены, что мир изменится к лучшему не в результате насилия над личностью или личностями, а в ходе само­воспитания. Только путем длительного и упорного процесса нравственно­го оздоровления душ человечество постепенно преобразует среду своего обитания соответственно высоким идеалам. Не насильственное переуст­ройство общественного организма, а затем уже воспитание человека, как думали революционеры-демократы, а самовоспитание в духе христианских и общечеловеческих ценностей и одновременное усовершенствование об­щественного уклада – вот что приблизит человека к искомому им всеоб­щему счастью.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Евангельские мотивы в прозе Достоевского
?