Его врагом была пошлость

“Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней. Никто до него не умел так беспощадно, правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины” – так охарактеризовал творчество А. П. Чехова Максим Горький.

Большинство своих повестей и рассказов А. П. Чехов по­свящает изображению “футлярной жизни” и людей, которые примирились со своим мещанством, пошлостью и привыкли жить в постоянном страхе перед многообразием жизни. В конце 90-х годов А. П. Чехов создает так называемую “ма­ленькую трилогию”, объединившую три рассказа: “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. Эти рассказы связаны между собой только общей темой, темой неприятия футляра, каким бы он ни был. В первом рассказе А. П. Чехов в гротеск­ной форме показывает нам “человека в футляре”, учителя гре­ческого языка Беликова. Это трусливое, дрожащее существо угнетает окружающих своим страхом перед малейшим прояв­лением жизни, запугивает и учителей гимназии, и весь город фразой “как бы чего не вышло”. Он постоянно вздыхает, ноет, а сам ходит по домам, как будто что-то высматривая. Только смерть примиряет его с окружающей действительностью. Как пишет А. П. Чехов, Беликов лежал в гробу почти счастли­вый – наконец-то он обрел вечный футляр. Во втором расска – зе А. П. Чехов пишет о человеке, у которого была одна-единст-венная мечта в жизни – стать владельцем имения и есть “не купленный, а свой собственный крыжовник”. Ценой многих лишений Чимша-Гималайский осуществляет свою мечту и под старость приобретает имение. Писатель показывает, как сытое и спокойное существование уродует душу человека. Герой рассказа, который когда-то вообще боялся иметь собст­венное мнение, теперь “приобрел самомнение самое наглое, произносит одни только истины и таким тоном, точно ми­нистр”, разъелся, “того и гляди хрюкнет в одеяло”. В третьем рассказе помещик Алехин повествует о себе самом – о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. И все это – ради спасения имения, которое постепенно убивает в Алехине все живое.

Маленькая трилогия предстает перед нами как произведе­ние единое, внутренне законченное. А. П. Чехов предполагал продолжить этот цикл рассказов, пополнить новыми произ­ведениями, но намерения своего не осуществил. Впрочем, есть основания думать, что вначале к циклу относился и рас­сказ “Ионыч”.

Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа “Ионыч”, был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Он принадлежит к разночинной интел­лигенции, у него есть идеалы, и стремится он к высокому служению людям. В С. он знакомится с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе. Иван Петро­вич Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил, Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям.

Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная де­вушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил...

Туркиных впервые, то был очаро­ван. Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже “единственной радостью и. пос­ледней”. Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пиа­нисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих уха­живаниях и высоких рассуждениях (“О, как мало знают те, которые никогда не любили!”), он только лениво говорил: “Сколько хлопот, однако!”

Физическое одряхление и ожирение подступают к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает оды­шкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное “ожи­рение”. Прежде он выгодно отличался и горячими порывами души, и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздражали его “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом”.

Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, “о политике или науке”, то обыватель становится в тупик или “заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой мах­нуть и отойти”. Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище “поляка надутого”. В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор:

– Это вы про что? А? Кого?

Когда Котик убедилась, что у нее посредственные музы­кальные способности, то жила лишь надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком об­ленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он постоянно думает: “Хорошо, что я тогда не же­нился”.

Главным развлечением доктора, в “которое он втянулся незаметно, мало-помалу”, было по вечерам вынимать из кар­манов бумажки, а потом, когда денег стало слишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если даже театров и концертов он ли­шает себя.

Старцев и сам знает, что “стареет, полнеет, опускается”, но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен.

Образ доктора Старцева напоминает нам гоголевских пер­сонажей из “Мертвых душ”. Он так же мертв, как все эти Маниловы, Собакевичи, Плюшкины. Его жизнь пуста и бес­смысленна, как их жизнь. Таким образом, в рассказе “Ионыч” А. П. Чехов показывает тяжелую социальную бо­лезнь, имя которой – духовная деградация.

Человеку нужно “не три аршина земли, а весь земной шар” – вот девиз А. П. Чехова. А потому его замечательные рассказы становятся горячим призывом не растерять светлые идеалы, не поддаваться губительному влиянию пошлости, сохранить в себе человека.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Его врагом была пошлость
?