Духовные искания Пьера Безухова


Центральным персонажем романа Льва Толстого “Война и мир” безусловно является Пьер Безухов. Именно оказывается если не в центре внимания, то, как минимум, в непосредственной близости практически всех ключевых моментов сюжета бессмертного произведения.

Особую пикантность образу Пьера Безухова придает постоянное противоречие его взглядов на жизнь и поступков, которые он вынужден совершать, находясь в “элитном” российском обществе начала 19-го века. Будучи от природы робким и нерешительным, являясь с рождения “полуизгоем” высшего русского (незаконнорожденного сына графа Кирилла Безухова “терпят” на светских баллах лишь по причине того, что граф, хотя официально и не признает Пьера своим сыном, но опекает его и относится к нему благосклонно), Пьер Безухов пытается бороться со своими

страхами. Чистота помыслов, вера в лучшее и правильная оценка происходящих процессов с точки зрения не искаженной нравственности позволяют пройти ему путь от от нерешительного юнца и бонапартиста (воспитанный во Франции он проникся идеями французского императора) до истинного патриота России и идеального мужа.

Если говорить о нравственных и духовных исканиях Пьера Безухова. то, пытаясь найти главный смысл жизни, он постепенно, но постоянно идет по пути саморазвития и самосовершенствования. Наблюдая за происходящим в обществе, выслушивая нравоучения периодически появляющихся на его жизненном пути “наставниках” (князя Болконского, Антона Курагина, массона Баздеева, князя Василия и других), Пьер Безухов не слепо подчиняется своим “учителям”, а, обогатившись жизненным опытом, идет своим путем.

Его жизненное кредо – в своих неудачах ищи свои собственные ошибки и недостатки – остается неизменным на протяжении всего романа. Изменяется только его отношение к оценке собственных ошибок. Если вначале он впадает в депрессию от осознания нелепости и ошибочности его брака с Элен (еще больший стресс он испытывает после дуэли с Дороховым), то в последующем он научился не бояться все начинать с “чистого листа” (от ошибок никто не застрахован, главное их осознать и не повторять в будущем – примерно так можно охарактеризовать жизненные принципы Пьера Безухова в конце романа).

Безусловно, во многом на жизненный и духовные принципы Пьера повлияла война. Именно на войне в полной мере проявляется его не совсем логичная закономерность его внутренней борьбы: – он, поборов свою природную робость, едет с ополчением защищать Москву на Бородинское поле; – Пьер сознательно остается в Москве перед входом в нее французов в надежде одним выстрелом в Наполеона (своего недавнего кумира); – оказавшись в плену вместе с простыми москвичами, Безухов проникается русской народной правдой и моралью.

После войны от робости и неуверенности Пьера Безухова не остается и следа – это уверенный в себе, знающий что-то и как надо делать мужчина, готовый возложить на себя ответственность близких ему людей. Совершенно справедливо за все пережитое и правильно оцененное, Пьер Безухов в концовке романа “награждается” взаимной любовью с такой чистой, как и у него, душой – Наташей Ростовой.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Духовные искания Пьера Безухова
?