Духовные искания Пьера Безухова

Центральным персонажем романа Льва Толстого «Война и мир» безусловно является Пьер Безухов. Именно оказывается если не в центре внимания, то, как минимум, в непосредственной близости практически всех ключевых моментов сюжета бессмертного произведения.

Особую пикантность образу Пьера Безухова придает постоянное противоречие его взглядов на жизнь и поступков, которые он вынужден совершать, находясь в «элитном» российском обществе начала 19-го века. Будучи от природы робким и нерешительным, являясь с рождения «полуизгоем»

высшего русского (незаконнорожденного сына графа Кирилла Безухова «терпят» на светских баллах лишь по причине того, что граф, хотя официально и не признает Пьера своим сыном, но опекает его и относится к нему благосклонно), Пьер Безухов пытается бороться со своими страхами. Чистота помыслов, вера в лучшее и правильная оценка происходящих процессов с точки зрения не искаженной нравственности позволяют пройти ему путь от от нерешительного юнца и бонапартиста (воспитанный во Франции он проникся идеями французского императора) до истинного патриота России и идеального мужа.

Если говорить о нравственных и духовных

исканиях Пьера Безухова. то, пытаясь найти главный смысл жизни, он постепенно, но постоянно идет по пути саморазвития и самосовершенствования. Наблюдая за происходящим в обществе, выслушивая нравоучения периодически появляющихся на его жизненном пути «наставниках» (князя Болконского, Антона Курагина, массона Баздеева, князя Василия и других), Пьер Безухов не слепо подчиняется своим «учителям», а, обогатившись жизненным опытом, идет своим путем.

Его жизненное кредо — в своих неудачах ищи свои собственные ошибки и недостатки — остается неизменным на протяжении всего романа. Изменяется только его отношение к оценке собственных ошибок. Если вначале он впадает в депрессию от осознания нелепости и ошибочности его брака с Элен (еще больший стресс он испытывает после дуэли с Дороховым), то в последующем он научился не бояться все начинать с «чистого листа» (от ошибок никто не застрахован, главное их осознать и не повторять в будущем — примерно так можно охарактеризовать жизненные принципы Пьера Безухова в конце романа).

Безусловно, во многом на жизненный и духовные принципы Пьера повлияла война. Именно на войне в полной мере проявляется его не совсем логичная закономерность его внутренней борьбы: — он, поборов свою природную робость, едет с ополчением защищать Москву на Бородинское поле; — Пьер сознательно остается в Москве перед входом в нее французов в надежде одним выстрелом в Наполеона (своего недавнего кумира); — оказавшись в плену вместе с простыми москвичами, Безухов проникается русской народной правдой и моралью.

После войны от робости и неуверенности Пьера Безухова не остается и следа — это уверенный в себе, знающий что-то и как надо делать мужчина, готовый возложить на себя ответственность близких ему людей. Совершенно справедливо за все пережитое и правильно оцененное, Пьер Безухов в концовке романа «награждается» взаимной любовью с такой чистой, как и у него, душой — Наташей Ростовой.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Духовные искания Пьера Безухова