Душевное состояние Лермонтова


Русский романтизм уверенно занял позицию главного культурного направления в начале XIX века. Основными предпосылками появления романтизма в России были: интерес к лиричности, сентиментализм, творчество Джорджа Байрона, Философия Шеллинга и подъем национального сознания. Теперь вместо гражданина на первый план становится романтическая личность. Лирическое “я” предстает центром мироздания, появляется культ человека-творца. Михаил Юрьевич Лермонтов, творивший в эпоху романтизма, в своих произведениях сумел не только воплотить основные эстетические идеи, но и дополнить их неповторимым авторским виденьем. Основные темы лирики Лермонтова полностью соответствуют эстетической парадигме романтизма.

Одна из самых важных тем – тема одиночества. Одиночество понималось Лермонтовым как естественное состояние. В концепции мира лирический герой романтизма противопоставлен реальному миру и толпе, этот конфликт оказывается неразрешимым. Одиночество лирического героя можно трактовать по-разному. Во-первых, это некая плата за движение к внутреннему комфорту. Лирический герой Лермонтова постоянно находится в поисках покоя для своей души, и именно поэтому не желает контактировать с обществом. Тогда одиночество – всего лишь этап, который нужно достойно пройти. Здесь стоит оговориться, что в поэтической концепции Лермонтова герой так и остается

одиноким, не сумев обрести покой.

“А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!”
“Парус”, 1832.

Во-вторых, одиночество может рассматриваться как способ побега от шумного внешнего мира в мир иллюзий (“Отрывок”, 1830; “Один среди людского шума”, 1830). В-третьих, ощущение одиночества усиливается за счет неутешительного вывода: оно присуще характеру героя, и, соответственно, лирический герой не сможет преодолеть его ни на земле, ни где-либо еще. Острое ощущение отчужденности в лирике Лермонтова вырастает до космических масштабов (например, в стихотворении “И скучно и грустно”).

Появляется тема воли и неволи. Свобода для поэта оказывается одной из главных ценностей. Право быть свободным нужно отстаивать и бороться за него, что и делает главный герой поэмы Лермонтова “Мцыри”. Также эти мотивы прослеживаются и в стихотворениях “Воля” и “Узник”.

Темы и мотивы лирики Лермонтова тесно взаимосвязаны между собой. Так, тема одиночества и мотив отчужденности связаны с темой природы. Желая уйти от действительности, лирический герой пытается найти утешение в природе. Он любуется и восхищается красотой пейзажей, которые оттеняют его душевное состояние. Стоит заметить, что пейзажи, которые контрастны по отношению к чувствам героя, в творчестве М. Ю. Лермонтова практически не встречаются.

“Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка…
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога”.

Стремясь понять специфику своей эпохи, автор рисует образ толпы, высшего света того времени. Из таких стихотворений, как “Гусар”, “Он был рожден для счастья, для надежд”, “Нередко люди и бранили”, “Дума” можно понять отношение поэта к своим современникам. Лермонтов резко критикует общество из-за мелочности, праздности, ветрености молодых людей, отсутствия внутренней глубины. Их избалованности, лености, безынициативности. Толпа не задумывается и принимает все то, что может предложить жизнь. Люди совершенно безразличны к жизни, являясь безучастными потребителями, они способствуют омертвлению своей души. Лирический герой намеренно отдаляется от них, не желая соприкасаться с таким обществом.

С темой толпы связан цикл о поэте и поэзии: “Пророк”, “Поэт” (оба варианта), “На смерть поэту”. В этих произведениях так же, как и в других, звучат мотивы свободы, обреченности, непонимания. Публика не может понять писателя, из-за чего последний разочаровывается и в жизни, и в своем даре. Открывать себя миру и делиться с публикой своими переживаниями больше не является путем к счастью поэта: публике нужно лишь то, что сумеет развеселить и скрасить вечер.

С темой природы связана тема Родины. Лермонтов противопоставляет понятие “родина” и “государство”, автор открыто говорит о том, что он не приемлет политическое устройство и насквозь прогнившие схемы существования правящей верхушки:

“Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь”.
“Предсказание”, 1830.

“Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ…”
“Прощай, немытая Россия”, 1841.

При этом из стихотворений “Родина”, “Выхожу один я на дорогу” и “Русская мелодия” видно, что автор любит свой родной край за его самобытность, неповторимость природы, вдохновляющие пейзажи, и даже за мелодично поскрипывающую крестьянскую телегу.

Тема любви в лирике Лермонтова приобретает пессимистическое звучание. В любовной лирике Лермонтова сама любовь никогда не бывает взаимной, более того, любящий и любимый понимают ее по-разному. Для лирического героя чувство любви бывает только настоящим, оно, как и чувство одиночества, обостряется и раскрывается во всей своей полноте. Но для дамы сердца любовь – всего лишь небольшая интрижка, несерьезное увлечение, позволяющее не скучно провести время. Наиболее ярко это иллюстрируют следующие строки:

“С тех пор-то женщина любви не знает.
И точно как рабов считает нас она…”
“Заблужденье купидона”, 1828.

Безусловно, творческое наследие М. Ю. Лермонтова велико, и, конечно, не ограничивается обозначенными выше рамками. В лирике поэта витиевато соединяются романтические тенденции и реалистические подробности, любовные драмы, мысли о Родине и о месте человека в этом мире. Если конкретизировать все творчество автора, основными направлениями лирики Лермонтова можно назвать философские размышления (о самой природе человека и взаимоотношений с окружающей действительностью) и целостное отображение гражданского и личностного начал.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Душевное состояние Лермонтова
?