Драматургия Симеона Полоцкого

Симеон Полоцкий (1629 – 1680) – киевский ученый монах, белорус по национальности и выдающийся деятель культуры второй половины 17 века. Приехав в 1664 году в Москву из Полоцка, он выступил как педагог, поэт и драматург, а также как пропагандист просвещения и книгопечатания.

На первых порах Полоцкий писал свои стихи на языках книжном украинско-белорусском, польском и латинском, но со времени своего переезда в Москву после занятия поляками Полоцка, где перед тем Симеон был учителем в монастырском училище, он стал писать на архаизированном славяно-русском языке. Преподавая в Славяно-греко-латинской академии и выступая в качестве проповедника полемических сочинений, направленных против раскола, Полоцкий в то же время усиленно предавался стихотворческой деятельности, в значительной степени вызывавшейся его положением придворного поэта и наставника царских детей. Он считал очень важным типографию и писал: “Ничто так ум не расширяет, как печать”. Полоцкого можно назвать первым профессиональным писателем на Руси: он получал подарки за свои стихи. А когда не получал, то начинал возмущаться.

Официальные отношения Полоцкого к царскому двору обуславливали культивирование Полоцким жанра хвалебных, панегирических стихотворений (панегирические вирши), по теме и по форме являвшихся прямыми предшественниками торжественных од 18 века. Симеон многократно отзывается своими стихами на различные события придворной жизни (рождение Петра I, приветственные книжицы “Орел Российский” – посвящена царю, опора государства в законе, царица там изображается как луна; “Глас последний” – на смерть царя; “Гусли доброгласной” – по случаю венчания Федора Алексеевича). Как видно из этих стихотворений, Полоцкий расточает представителям царского дома похвалы, отдающие трафаретными выражениями лести и патетики, встречаются элементы античной мифологии и с античными именами. Все эти вирши, две пьесы “Комедия о Навуходоносоре-царе” и “Комедия притчи о блудном сыне” и значительное количество “декламаций” он объединил в сборник “Рифмологион”. За год до этого...

был составлен другой сборник ” Вертоград многоцветный”, заключающий в себе свыше 30 тысяч стихотворных строк, 1246 стихотворений на самые разнообразные темы: стихи по истории, географии, о гражданстве, пьянстве, сословиях, пороках. Эти стихотворения распределены по рубрикам, обозначенным самим автором: “подобия”, “образы”, “присловия”, “толкования”, “эпитафии”, “повести”, “обличения” и откликаются на злободневные темы современного писателю быта. Здесь и заимствованные сюжеты из средневековых исторических сборников, (смерть епископа Гаттона, съеденного мышами, за то, что он сжег бедняков), шутки, сатиры, дидактические рассуждения. Он дал образцы всех жанров: от эпиграмм до оды. Он ввел силлабический стих, в последних исследованиях он считается родоначальником московского барокко, первого европейского стиля, представленного в русской культуре.

Стихотворение в пример: в стихотворении “Пьянство” рассказывается, как пьяница, у которого все двоилось в глазах 2 сыновей принял за 4 и стал попрекать жену за блуд, хотел припечь ее раскаленным железом, но жена догадалась предложить пьяному мужу самому поднести ей железо. И только прикоснувшись к нему, пьяница отрезвел. А в некоторых стихотворениях Симеон Полоцкий выступает в качестве обличителя отрицательных черт, какие были присущи различным слоям современного ему общества (“Купечество” упрекает в лживых словах, обвешивании, перекупщиков, всего 8 смертных грехов, “Монах” – в разврате, чревоугодии, пьянстве и т. д. Таким образом, Симеон Полоцкий в своих обличениях стоял на тех же позициях, на каких стояла официальная церковная власть. Нормы поведения духовенства проповедовались в русской церковной публицистике, ставя себе целью укрепить пошатнувшуюся старину (У Симеона Полоцкого есть книга “Жезл правления” – политический доклад против старообрядцев). “Комедия – притча о блудном сыне”, например, ставит своей задачей утвердить традиции отцов. Он “говорит”: “Нельзя просто кидаться на заграничное, нужно своей стране служить; нельзя набрать просто внешние атрибуты и презирать родное. И жить по домостроевской морали!”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Драматургия Симеона Полоцкого
?