Диалектика души героя романа Толстого «Война и мир»
Л. Н. Толстой писал: «Люди как реки, вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки свойств людских и иногда проявляются одни, иногда другие, и бывает совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».
«Диалектика души», «текучесть человека», его способность к постоянному развитию, к самосовершенствованию всегда были для писателя признаком духовности личности,
Так живут все положительные герои романа «Война и мир»: князь Андрей и Пьер Безухов, княжна Марья и Наташа Ростова. От начала и до конца книги прошло не много лет, но герои ее не просто стали старше, они стали лучше, мудрее, оставаясь при этом самими собой. Они пережили личные драмы, со всем народом прошли испытания 1812 года. Пересилив общую беду и перестрадав свои
Помните, как мечтал о славе князь Андрей: «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым. для одного этого я живу». Но уже в этом тщеславном стремлении молодости есть нечто большее, чем простое желание быть в центре внимания. В нем есть стремление совершить что-то нужное, значительное для людей, есть любовь к другим людям; он готов даже погибнуть в бою под Аустерлицем во имя своей мечты и общего блага. Борьба со страхом, страдание от боли и потерь, разочарование открыли князю Андрею простые и вечные ценности жизни. «Я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух», — понял тяжелораненый Болконский. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам. вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив» — это последние слова князя Андрея.
А как меняется Пьер! Смешной, неуклюжий, легкомысленный в начале романа, он все ждал «чего-нибудь особенно умного», хотел бы заняться чем-нибудь дельным, да только никак не знал, с чего ему начать. Он натворил немало глупостей, ненавидел свою жизнь и презирал себя, пока не понял, «как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся». «Теперь он был совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге», — с удовольствием отмечает Толстой. Теперь уже Пьер убеждал князя Андрея в том, что понял сам, во что поверил всей душой: «Несправедливо то, что есть зло для других», — говорил Пьер и пытался исправить это зло, учился жить для других людей. У него не все получалось, но он убеждал своего разочарованного друга: «Наложить, надо любить, надо верить. » Пьер долго шел к своему «великому подвигу и великому счастью». Но путь его был честен.
Лучшие герои Толстого всегда недовольны собой. Видимо, это побуждает их «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться». Это и есть движение, развитие, «диалектика души», без которой нет жизни и нет настоящего человека.