Человек и природа в русской литературе

Постепенное угасание классицизма и возникновение и развитие романтизма обусловили новый подход к решению проблем, занимающих русских писателей. Происходит смена канонов, изменяются характеры произведений и идеал героя. Многие второстепенные темы выходят на первый план и приобретают новое значение, как это произошло с темой природы. На примере творчества А. С. Пушкина можно проследить многогранность этой проблемы и многообразие путей ее решения.
В русской литературе расцвет романтизма приходится на начало двадцатых годов девятнадцатого столетия. В этот период Пушкиным были написаны поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы». В тысяча восемьсот двадцать четвертом году поэт пишет стихотворение «К морю». Для лирического героя море не просто водная стихия, оно соединяет в себе несколько образов. Герой обращается к нему, как к другу:
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
И еще:
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
В то же время море является хранителем покоя Наполеона:
Одна скала, гробница славы.
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
И третий романтический образ, упоминаемый в этой связи, — образ Д. Байрона:
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Таким образом, в море заключается своеобразное триединство: оно само воспринимается как живое существо, и в то же время стало колыбелью и последним приютом двух гениев — гения романтической поэзии и гения славы.
Однако это стихотворение было прощанием Пушкина с романтизмом. В тысяча восемьсот двадцать пятом году в Михайловском в творчестве поэта наступает перелом. Его произведения приобретают иной характер, начинают отчетливо слышаться христианские мотивы.
Природа играет важную роль в теме поэта и поэзии. В стихотворении «Пророк» (написано в тысяча восемьсот двадцать шестом году) участь и назначение поэта иносказательно приравниваются к судьбе и призванию пророка. Для того чтобы им стать, нужен зов и веление свыше. Но этому должно предшествовать как внешнее, так и внутреннее перерождение человека; он должен познать себя и мир:
. И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дальней лозы прозябанье.
И поэту для того, чтобы творить, нужен призыв Творца:
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
как пробудившийся орел.
А творчество возможно лишь вдали от людей и света, в единении с природой:
. Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубравы.
Изначально мир, созданным Творцом, был гармоничным и прекрасным. Но в силу единственной причины, грехопадения человека, в нем появилось зло, болезни, смерть.
Зло существует в природе в виде анчара, древа яда, но оно отделено и отдалено:
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Никто из живых существ не осмеливается к нему приближаться. И лишь человек своей волей и «властным взглядом» послал к анчару другого человека, чтобы тот, ценой собственной жизни, принес зло, яд в мир. И результат — зло порождает зло:
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Однако природа не остается равнодушной и на...

вторжение человека отвечает местью.
В поэме «Медный всадник» рассказывается о том, как Петр Великий вторгается в мир природы и пытается обуздать ее:
. По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова.
Но на это вторжение стихия ответила страшный бурей, заключенная в гранит Нева вышла из берегов и затопила город, неся гибель всему живому.
В стихотворении «Бесы», написанном в тысяча восемьсот тридцатом году, изображен уже полный разгул стихии. Человек бессилен перед ней. В буране пропадает все: и небо, и земля. Предметы теряют очертания, и невозможно разобрать, что впереди: «пень иль волк?» Здесь природа представляется в виде необоримой демонической силы, над которой никто не властен:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне.
В прозаических произведениях роль природы заключается не только в пейзажных зарисовках. Стихия оказывает влияние на судьбы героев. Владимир, заблудившись в буране, опаздывает на венчание («Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Метель»). Из пурги появляется Бурмин. В повести «Капитанская дочка» встреча Петра Гринева и Пугачева происходит во время сильнейшей снежной бури.
В творчестве А. С. Пушкина определенно чувствуется влияние философии Ж. Ж. Руссо. Любимые пушкинские герои живут в ла — ду с миром природы и находят в ней новые духовные силы. Так, Татьяна Ларина, которая «в семье своей родной казалось девочкой чужой», » с ее холодною красою любила русскую зиму». Описание смены времен года в романе передается как бы через восприятие Татьяны:
. В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
Но город в изображении Пушкина лишен природы. Поля, леса, простор принадлежат деревне. Когда по старой привычке Татьяна садится у окна московского дома, она видит лишь конюшню, кухню и забор.
В последние годы жизни и творчества поэта стала более всего интересовать тема памяти, взаимосвязи поколений.
Герой стихотворения «. Вновь я посетил. » возвращается в «тот уголок земли», где он «провел. два года незаметных». Все осталось прежним, как кажется на первый взгляд. Но вместе с тем жизнь не стоит на месте:
. три сосны
стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко.
. Они все те же,
Все тот же их знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья, кусты теснятся
Под сенью их как дети.
Герой приветствует «племя младое, незнакомое», которому суждено сменить его поколение. Но как старые сосны возрождаются в молодых побегах, так и между предками и потомками протягивается связующая нить:
. Но пусть мой внук.
. Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Жанр и проблематика определяют характер произведения, основные художественные средства. На примере произведений А. С. Пушкина мы проследили, насколько сложен и многогранен образ природы и как разнообразны взаимоотношения человека с ней.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Вы сейчас читаете сочинение Человек и природа в русской литературе
?