Человек и природа сочинение Есенин

Давно ушли в прошлое многие события, волновавшие поэта Сергея Есенина, но каждое новое поколение открывает для себя в его творчестве нечто близкое и дорогое. Объяснить данное явление довольно просто: поэзия Есенина рождена любовью к человеку и природе. М. Горький писал: “… Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком”. Милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому – вот основные составные поэзии С. Есенина всех периодов творчества.

Для героя Есенина родная земля это своеобразный храм, в котором, молясь “на алы зори” и причащаясь у ручья, можно забыть о людском горе. Мягкая зелень полей – лучшие в мире палаты и хоромы. Человек и природа говорят на одном языке, доверяя друг другу душевные тайны, горести и мечты:

Говорят со мной коровы На кивливом языке.

Духовитые дубровы Кличут ветками к реке.

Поэтические пейзажи Есенина наполнены светлой радостью и ярким колоритом. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, мы просто заражаемся авторским ощущением полноты и красоты жизни. Мы сочувствуем и оплакиваем горькую судьбу Танюши, краше которой не было во всем селе. Мы слушаем незатейливые мотивы тальяночки, а потом вдруг оказываемся в душной и угрюмой кузнице. Наслаждаемся отлаженной мастерской работой сельского кузнеца. С каждым ударом сердце зажигается пожаром, в работе забывается горе.

Игривые мечты, улетающие в заоблачную даль, превращаются в сталь. А там, вдали, “за черной тучей, за порогом хмурых дней, реет солнца блеск могучий над равнинами полей”. Картины родной природы неразрывно связаны у Есенина с чувствами и переживаниями лирического героя. Есенинская параллель природа – человек отмечена яркой печатью национальной самобытности, поэт находит для нее типично русские реалии быта и пейзажа, характерные приметы образа мыслей и чувств русского человека. Все у него – из мира родной природы, народных поэтических представлений, переживаний.

Картины сенокоса, молотьбы, выпаса лошадей пробуждают во мне воспоминания о минувшем лете. Я, как и лирический герой, вдыхая аромат свежескошенного сена, забывал обо всем на свете. Природа у Есенина словно живая. Прием очеловечивания...

природы, перенесения явлений природы на внутренний мир лирического героя в принципе не нов, он использовался классиками. Есенин же существенно обогатил этот прием, пользовался им весьма своеобразно. Чем богаче становился духовный мир лирического героя, тем содержательнее и драматичнее становились образные уподобления, взятые из мира природы или переносимые на него.

В основе художественного метода Есенина – полное и органичное слияние внутреннего переживания с природой. Его пейзаж одушевленный – это образное самораскрытие, философская медитация. В картине природы, в ее поэтической метафоре поэт запечатлевает что-то свое, своего героя и общее для людей. Через посредство природы – о самом сокровенном, о том, что свойственно человеку:

Листья падают, листья падают.

Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

При этом, особенно в ранний период творчества, поэт использует традиционную фольклорную символику: “понакаркали черные вороны”; “стая туч твоих, по-волчьи лающих”. Для создания общей эмоциональной картины используются хорошо знакомые каждому явления и состояния природы. Для передачи грустных настроений, утрат, душевного смятения – образы осени, листопада, пронизывающего ветра, зимней метели:

Хорошо в эту лунную осень Бродить по траве одному И сбирать на дороге колосья В обнищалую душу-суму.

Для передачи умиротворенного состояния души – образы лета, весны, зрелых колосьев на полях, цветущих лугов:

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся – далекая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая.

Один из любимейших образов поэта – русская береза. Появляется он в одном из первых опубликованных стихотворений “Белая береза под моим окном”. Внешняя простота, безыскусность несет в себе неведомые глубины чувств, переживаний. Душа восемнадцатилетнего юноши, очарованная красотой родной природы, стремится в неизведанные дали. В одном из последних стихотворений у Есенина есть строки:

Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Становится понятным, что белая береза с тонким станом олицетворяет для поэта и русскую природу, и женщину, и возлюбленную, и саму родину. По словам А. Толстого, Есенин – это “певучий дар славянской души”; “он весь растворен в природе, в живой, многоголосой прелести земли”. Растворение в родной природе, родной стихии и привлекает нас в творчестве этого великого национального поэта.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Человек и природа сочинение Есенин
?