Борьба двух миров в поэме Блока «Двенадцать»

Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспе-
вавшего «розовое облако грез» и «милого воина», «одетого в серебро»,
до создателя поэмы «Двенадцать», с огромной силой выразившего страшную
» музыку разрушения» и тоску по другой музыке, музыке «нового века»,
который «взойдет средь всех несчастных поколений».

Поэма «Двенадцать» — одно из самых сильных и современных произ-
ведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный
дневник революционных событий.

В

основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борь-
ба двух «миров». Поэт выступает за созидание в революции, а не за раз-
решение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого
так боялся еще Пушкин.

Поэма «Двенадцать» построена на контрастах: «Черный вечер. Бе-
лый снег. Ветер, ветер!» Контрастны по своему изображению «буржуй на
перекрестке», «невеселый товарищ поп» и идущие «двенадцать человек».
Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор,
не убийца. Он идет сокрушать старый мир. «Стоит буржуй, как пес голод-

/> ный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир. стоит, поджавши
хвост».

Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но со-
зидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы —
столкновение добра и зла, будущего и прошлого — в самих людях. На
авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувс-
твует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового че-
ловека. Революция изображена у Блока с человеческим лицом, а не с
кровью и убийством. Революция Блока несет добро и справедливость, по-
тому что: «нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в
белом венчике из роз — впереди — Исус Христос».

Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христи-
анском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не «голытьбу», а
революционный народ, идущий в будущее «державным шагом».

В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным
поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, «пролетарс-
ким» писателем или «выходцем из низов», Блок принял революцию, но при-
нял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие исто-
рии, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем
самым великую национальную трагедию.

Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру.
Революция — это возмездие бывшему господствовавшему классу, оторванной
от народа интеллигенции, рафинированной «чистой», в значительной сте-
пени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Борьба двух миров в поэме Блока «Двенадцать»