«Большое сердце» Маяковского
В России многих талантливых людей «не хватило» на всю жизнь. Они либо гибли в начале своего творческого пути, смятые железной пятой самодержавия, либо, начав громким голосом, по тем же причинам не могли выдержать взятую силу до конца. Любому молодому литератору легко было ошибиться в выборе пути в это насыщенное событиями предреволюционное время, наэлектризованное жаждой перемен в политическом строе, в общественной жизни, в духовной сфере, в оценке главных человеческих ценностей, Любому. Но это был Маяковский!
Его хватило не
Владимир Маяковский. Кто он? Что мы знаем о нем?
Многие годы на этого человека был «навешен ярлык» гения революции, о нем мало знали как о человеке, забывали, что и у него есть простое человеческое сердце.
Раннее творчество Маяковского — это размышления над бытностью человека, над его жизнью, над
«Большое сердце» Маяковского, Что это? Может, это сердце больших размеров, налитое здоровой кровью? — Нет, Это сердце человека. «Большое сердце» — это сердце, которое вмещает в себе любовь ко всему и всем, это сердце, в котором нет места лжи и «зверству».
Тема человечности звучит почти во всех произведениях поэта. Особенно мне понравилось стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», где автор обращает внимание на то, что в нашей жизни плачут от жестокости и равнодушия не только люди, но и лошади.
Подошел и вижу — за каплицей каплица по морде катится, прячется в шерсти…
И грустно стало автору, охватила его «звериная тоска» за то, что нет в мире понимания, что не хватает человеку доброты и жалости даже к «ломовой» лошади.
Лошадь, слушайте — чего вы думаете, что вы их плоше?
Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.
Да, в каждом из нас «живет» лошадь; мы тянем сзади себя все грехи, приобретенные нами еще при жизни…
Каждый из нас видит мир по-своему. Маяковский воспринимал его во всей своей широте, это восприятие оказало большое влияние и на его любовную лирику. Поэт, во-первых, был человеком, которому не чужды были все человеческие чувства. Вечная лирическая тема любви в «Облаке в штанах», «Люблю», «Про это», она присутствует во многих стихотворениях, посвященных любимым женщинам. У Маяковского любовное чувство выражено яростно, страстно, с вулканической силой. Два главных чувства пронизывают все творчество поэта; «громада любовь, громада ненависть». Громаду любовь он отдавал всему, что служило добру, людям, новому времени; громаду ненависть обрушивал на все, что мешало утвердиться человеческим отношениям, что было связано со старым миром,
Владимир Маяковский… Его стихи о любви, о верности, о прекрасной жизни в мире этих чувств разрушили идеал гения, Маяковского-памятника.
Ваш сын прекрасно болен!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, — ему уже некуда деться…
Маяковский мечтал, Маяковский любил, но не мог он найти человека такого, как он сам.
Где любимую найти мне, такую, как и я?
Такая не уместилась бы в крохотное небо!
Его любили как друга, как человека с прекрасным сердцем, в которое вмещалось все: любовь, взаимопонимание, человечность и доброта. Любовь вдохновляла его, в ней он видел мощный источник своей жизни: «если я что написал, если чего сказал — тому виной глаза — небеса, любимой моей глаза».
Маяковский не искал выгоды для себя, он отдавал частицы своего «большого сердца» людям, он только и жил ради того, чтобы каждую минуту быть кому-нибудь и чем-нибудь нужным.
Очень мне надо сияньем моим поить земли отощавшее лонце!
Маяковский любил и размышлял о сущность любви, Любовь не отъединяет человека от мира, а крепче связывает с ним, дает новую энергию для деятельности. Поэтическое слово, окрыленное большим человеческим чувством, не знает преград и расстояний. Обывательским взглядом на любовь поэт противопоставляет большое чувство, которое является источником силы и творчества.
Любовь не в том,
Чтоб кипеть крутей, не в том
Что жгут угольями,
А в том, что встает за горами грудей над волосами-джунглями.
Любить — это значит:
вглубь двора вбежать
И до ночи грачьей,
Маяковский проповедовал «чистую» любовь. Он боролся за «чистоплотность наших отношений и любовных дел». Любовь и верность у поэта сливались в одно единое, целое. Верность во всем, во всех поступках и делах, а «главное — это в любви». «Вывод» из поэмы «Люблю» стал гимном любви и верности.
Не сломают любовь
ни ссоры, ни версты.
Подъемля торжественно стих
Скороперстый,
клянусь — люблю
Неизменно и верно!
Что нужно было человеку, окруженному славой, друзьями и недругами, который любил, понимал и всегда был рад помочь другим? Чего ему не хватало? «Большое сердце» вмещало все хорошее, но оно было одиноко, оно было в вакууме, и каждое его биение не доходило через эту пустоту к людям, не находило в них живого отклика. Большой человек и «большое сердце» — все это Маяковский. Среди друзей он тоже был одинок. Его любили и уважали товарищи, но до конца понять его и сказать простое человеческое слово не могли. Его любили, но не так, как он хотел. А общество вообще не хотело понимать его. Новое государство сделало его кумиром и не хотело понимать этого человека, его устраивал громогласный оратор, проповедник новой жизни. А Маяковский любил жизнь, любил свет, любил людей и хотел жить среди них не кумиром, а человеком.
Любовницу мою волоча.
Какими Голиафами я зачат —
такой большой и такой ненужный.
Поэт сравнивает себя с плачущей скрипкой, которая так одинока в оркестре, где все ее старания, ее прекрасная игра никому не нужна, где каждый живет своей жизнью, хотя и играет одну музыку слаженно и хорошо.
Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи: я вот тоже ору —
А доказать ничего не умею! …
Читая Маяковского, мы еще и еще раз осмысливаем всю грандиозность необыкновенного явления, имя которому — Маяковский.
Творчество поэта, чувствующего себя «должником вселенной», став классикой советской поэзии, заслужило любовь всего прогрессивного человечества. Его творчество» современное нам, людям 90-х годов, прорвав «громаду лет»», войдет, «весомо, грубо, зримо» и в жизнь последующих поколений. Его «большое сердце» завещало нам многое: любовь, доброту, звезды надежд и взаимопонимания, потому что они нужны нам, чтобы верить и жить.