Базаров в образной системе романа
Образ Базарова занимает центральное место в романе Тургенева «Отцы и дети». Только в двух главах из двадцати восьми этот человек не является основным действующим лицом. Все прочие персонажи, описанные автором, группируются вокруг Базарова, помогают отчетливей увидеть определенные черты его характера, а также раскрывают себя. Базаров кардинально отличается от людей, окружающих его: он умен, обладает огромной душевной силой, однако среди представителей уездной аристократии испытывает одиночество. Это — разночинец, придерживающийся
Сюжет романа Тургенева основывается на столкновении Базарова с аристократическим миром того времени. Автор раскрывает характер и жизненную позицию героя в его конфликте с «барчуками проклятыми». В произведении писатель активно использует контрасты: Базаров противопоставляется Павлу Петровичу. Один из них — убежденный демократ, а другой — типичный представитель аристократического
Как уже было сказано, образ Базарова наиболее полно раскрывается в спорах героя с другими персонажами. Беседуя с Павлом Петровичем, он демонстрирует нам зрелость ума, умение зрить в корень, презрение и ненависть к барско-рабскому порядку. Взаимоотношения Базарова и Аркадия раскрывают личность первого с новой стороны: он выступает воспитателем, учителем и другом, проявляет умение привлекать молодежь на свою сторону, непримиримость и честность в дружбе. А его отношения с Одинцовой показывают, что, помимо всего прочего, Базаров способен на глубокую настоящую любовь. Это — цельная натура, имеющая силу воли и обладающая чувством собственного достоинства.
Евгений Базаров, образ которого сегодня является темой нашего обсуждения, — выходец из простой семьи. Дед его был крестьянином, а отец — уездным доктором. О том, что его дед пахал землю, Базаров говорит с нескрываемой гордостью. Он гордится тем, что обучался за «медные деньги», и тем, что всего, что имеет, добился своими силами. Труд для этого человека является настоящей нравственной потребностью. Даже отдыхая в деревне, он не способен сидеть, сложа руки. С людьми Базаров общается просто, руководствуясь искренней заинтересованностью. И это в очередной раз подтверждается тем, что после того, как он навещает Аркадия, дворовые мальчишки «бегали за дохтуром, точно собачонки», а во время болезни Моти он с удовольствием помогает Фене. Базаров держится просто и уверенно в любой компании, он не стремится произвести на окружающих впечатление и при любых обстоятельствах остается самим собой.
Образ Базарова — это образ сторонника «беспощадного и полного отрицания». Что же отрицает этот сильный и неординарный человек? Он сам же дает ответ на этот вопрос: «Все». Базаров отрицает буквально все аспекты общественно-политического устройства России тех лет.
Главный герой романа не поддается чужому воздействию, но умеет склонять на свою сторону других людей. Очевидным является его сильное влияние на Аркадия, а в спорах с Николаем Петровичем он настолько убедителен, что заставляет того усомниться в своих взглядах. Не сумела устоять перед обаянием личности Базарова и аристократка Одинцова. Однако справедливости ради следует отметить, что далеко не все суждения героя истинны. Ведь Базаров отрицал и красоту окружающей его живой природы, и искусство, и безграничную сферу человеческих эмоций и переживаний. Впрочем, по всей видимости, любовь к Одинцовой заставила его переосмыслить эти взгляды и подняться еще на ступеньку выше.
Человека, идущего на шаг впереди своего времени, изображает в своем творении Тургенев. Образ Базарова чужд тому миру и той эпохе, в которой он живет. Однако одновременно с неисчерпаемой душевной силой персонажа автор показывает нам и «обратную сторону медали» — его идейное, политическое и даже психологическое одиночество в чуждой ему среде дворян. Демонстрируя готовность Базарова менять окружающий мир к лучшему, «расчищать» его для тех, кто будет строить новое государство с новыми порядками, Тургенев, тем не менее, не дает своему герою возможности действовать. Ведь, по его мнению, Россия не нуждается в столь разрушительных поступках.