Базаров сочинение

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” был опубликован в 1862 году. С тех пор он продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические, философские и эстетические проблемы, поднятые писателем на его страницах, продолжают волновать умы и сердца людей.

Главный герой романа, Базаров, представлен автором как недавно возникший в русском обществе новый тип людей – нигилистов, появление которых становится своеобразным “знамением времени”.

Базаров – сильный, наделенный природным умом и уверенный в себе человек. Тургенев наделил его материалистическим воззрением, любовью к труду и точным наукам, огромной силой воли и способностью оказывать влияние на окружающих. Писатель показал ненависть своего героя ко всякой “фразе и позе”, к косности и рутине. Во всех спорах Базаров обычно побеждает. Он критикует консерватизм Павла Петровича Кирсанова, считает естественнонаучные знания оружием в борьбе с идеализмом “отцов”, самостоятельно пробивает дорогу в жизни: “всякий человек сам себя восхищать должен, – ну хоть, как я, например”.

Этот человек не признавал “нематериального”, он – враг всего отвлеченного, “оторванного от жизни”. Базаров ратует лишь за “конкретные ремесла”, которые могли бы быть усвоены народом. Это труженик науки: он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Казалось бы, идеальная личность, но нет…

В то же время Базаров показан человеком жестким, а иногда и жестоким, безжалостным, грубым. Как некоторые другие персонажи, живущие идеей (например, Чацкий), он совершенно не способен объективно оценивать свои высказывания и высказывания собеседника, принять “чужую правду” хотя бы частично. Евгений Базаров оскорбляет Павла Петровича, не проявляет к нему снисхождения. В “марьинских” главах автор подчеркивает его грубоватую манеру держаться: он не считается с хозяевами, грубит им, то есть выражает презрение к среде, в которую попал.

Но полный крах своих теорий, своих убеждений Базаров осознает, когда попадает в “любовную коллизию” с Анной Сергеевной Одинцовой. Те теории, идеалы, которым он посвятил себя, не проходят испытания на прочность: “В разговоре с Анной Сергеевной он больше прежнего высказывал свое равнодушие, презрение ко всему романтическому, а, оставшись один, с негодованием осознавал романтика в самом себе”. Теперь душа Базарова “раскалывается” на две части: с одной стороны, мы видим отрицание всего духовного, в частности...

– любви; с другой – способность страстно и одухотворенно любить. На смену наивному цинизму (“посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа”; “Этакое богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр”, “баба с мозгом”) приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Если сначала Базаров называл любовь белибердой, считал рыцарские порывы чем-то вроде уродства или болезни, то теперь “кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней”. Герой ловил себя на всякого рода “постыдных мыслях, точно бес его дразнил”. Общий скептицизм у Базарова сохраняется, но теперь в нем нет прежней непоколебимой уверенности. Идеальная концепция рушится…

В высказываниях главного героя появляется философская рефлексия на тему смерти и места человека в мире. Но положение “песчинки”, “атома” во власти стихий его не удовлетворяет. По мнению героя, человек должен подчинить природу себе. Но это невозможно, законы природы неподвластны человеку. И Базаров это понимает, но принять не может: “Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается”. Почему? Как этот волевой и сильный человек повел себя после того, как Одинцова отвергла его любовь?

Герой спасовал перед жизненной неудачей, или, как он сам говорит, “рассыронился”: у него появляются нотки скептицизма и пессимизма, он поступается некоторыми своими взглядами. Становится ясно, что требования живой человеческой натуры несовместимы с принципами нигилизма. Нет у Базарова ни друзей, ни единомышленников, способных поддержать, помочь. Потому что Аркадий, в сущности, не друг, а попутчик, временный приятель, поверхностно усвоивший взгляды Базарова и вскоре отказавшийся от них. Базаров один, и сил справится с душевным кризисом у него нет. Будучи сильной личностью, он не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Это тупик: конфликт неразрешим, и герой осознает это. Единственный выход для него – это смерть. И главный герой умирает…

Кто же такой Базаров? Представитель своего времени, “лишний человек” или человек без будущего? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ясно одно: нельзя пренебрегать духовными ценностями. Это то, на чем держится личность человека, его душа. А без души человек – это только оболочка. Тургенев показал нам сильного человека и лишний раз доказал этот факт.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 1.00 из 5)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Базаров сочинение
?