Анализ трилогии Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность”



Л. Н. Толстой вошел в русскую литературу как зрелый и оригинальный художник. Повесть “Детство” (1852), как и последовавшие за ней “Отрочество” (1854) и “Юность” (1857), была произведением необычным уже по той изо­бразительной силе, благодаря которой мельчайшие по­дробности будней, увиденные как бы вблизи, с первых же страниц складывались в целостную, достоверную картину, создавая для читателя своего рода иллюзию присутствия. Однако новаторство Толстого наиболее существенно в дру­гом: и юный герой трилогии Николенька Иртеньев (лицо отчасти автобиографическое), и другие действующие лица – дети, подростки, взрослые – изображаются во всей своей внутренней подвижности, изменчивости, во взаимо­действии разнообразных и даже взаимоисключающих свойств.

Свет и тепло семейной жизни, поэзия счастливого детства бережно воссоздаются художником. Но тут же возникают и острые социальные мотивы: неприглядные стороны помещичьего и аристократически-светского бытия рисуются отчетливо и без прикрас. Николенька Иртеньев стал первым в ряду толстовских героев-правдо­искателей, с детства отравленных злом и фальшью барских нравов.

Книги о детстве и юности создавались и до Толстого. Но Толстой первым внес в историю становления челове­ческой


личности тему острой внутренней борьбы, нравст­венного самоконтроля. Его мастерство как художника ска­залось и в том, что прекрасные порывы Николеньки даны с явственным оттенком иронии. И это, и многое другое в трилогии ведет к последующим произведениям Толстого. Здесь явственно различимы эпизоды, персонажи, мотивы, которые получат развитие, в частности, в “Войне и мире”. Крепостная няня Наталья Саввишна – первая попытка Толстого воплотить крестьянски-христианский идеал сми­рения и самоотверженной любви. Самокритика героя уг­лубляется к концу “Юности “: название заключительной главы “Я проваливаюсь” означает не только неудачу на экзамене в университете, но и крах тех жизненных норм, в духе которых он был воспитан.

Трилогия насыщена тревожными, открытыми вопро­сами – Толстой и в последующие десятилетия будет искать на них ответ, вовлекая в свои поиски читателей. Первые повести Толстого обратили на себя внимание Герцена: по его инициативе “Детство” и “Отрочество” были переведены в 1862 году в Лондоне. Это была первая публикация Толс­того за рубежом.




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Анализ трилогии Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность”
?