Анализ стиховторения Бунина “Крещенская ночь”

Стихотворение было написано в 1901 году. Название его связано с православным праздником Крещения Господня, который отмечается 19 аря по новому стилю. Но с этим праздником были связаны и многие народные и приметы.

Например, считалось, что если в крещенскую ночь сильные морозы, то год будет плодородным. Эти приметы были, несомненно, знакомы поэту, который провел детство в своем имении. Но Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая ее с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования: Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. Перед нами тихая и торжественная картина, космос замершего пространства: Неподвижно застыли их ветки, А меж ними на снежное лоно, Точно сквозь серебро кружевное Полный месяц глядит с небосклона.

В том, как поэт описывает сугробы (“снежное лоно”), можно почувствовать отголоски крещенских поверий, в которых так много места уделяется снегу. Так, в некоторых деревнях в крещенскую ночь собирали снег со стогов, полагая, что только он может как следует выбелить холсты.

Некоторые верили, что если в крещенский вечер на поле собрать снег и высыпать его в колодец, то в колодце весь год будет вода. Этот снег имел, по поверью, и целительные свойства. Замело чащи леса метелью, – Только вьются следы и дорожки, Убегая меж сосен и елок, Меж березок до ветхой сторожки.

Здесь впервые в стихотворении мы ощущаем присутствие человека – одинокого человека, который коротает предпраздничную ночь в глухом лесу и следит издалека за огнями чужого жилья. Это его глазами мы видим заснеженный лес: Спят таинственно темные чащи, Спят, одетые снегом глубоким, И поляны, и луг, и овраги, Где когда-то шумели потоки. За приподнятостью поэтической интонации словно скрывается давний страх человека перед тайнами дикой природы.

Бесконечное одиночество человека наполняет его душу вполне земным страхом перед лесным зверьем: Тишина, – даже ветка не хрустнет! А быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам Осторожным и вкрадчивым шагом. Тишина, – а быть может, он близко… И стою я, исполнен тревоги, И гляжу напряженно на чащи, На следы и кусты вдоль дороги.

В этом ожидании человека – не только страх перед лесным зверем, но и какое-то древнее родство с ним....

Оба они вынуждены таиться в лесу от чужого глаза. Однако человека от зверя отличает не только страх перед природой, перед тайнами леса, но и робкое ожидание какого-то чуда в крещенскую ночь: Огонек из лесной караулки Осторожно и робко мерцает, Точно он притаился под лесом И чего-то в тиши поджидает. Этот огонек – точно заблудшая человеческая душа, которая жаждет спасения и надеется на милость Бога. Стремление к Богу звучит в высоком и торжественном описании звезды: Бриллиантом лучистым и ярким, То зеленым, то синим играя, На востоке, у трона господня, Тихо блещет звезда, как живая. Хотя дело происходит в крещенскую ночь, мы невольно вспоминаем о звезде рождественской, загоревшейся, когда родился Спаситель.

С Крещением связана еще одна примета: если в крещенскую ночь особенно ярко блестят и горят звезды, то родится много ягнят (ягненок – символ Иисуса Христа). Звезда Господня, сияющая над миром, уравнивает живое и неживое, грешное и праведное, посылая миру покой и утешение: А над лесом все выше и выше Всходит месяц, – и в дивном покое Замирает морозная полночь И хрустальное царство лесное!

Здесь Бунин говорит о знаменитом крещенском морозе, когда от холода все кажется звонким и хрупким, когда полночь кажется каким-то таинственным переломным моментом – к теплу, лету, журчащим в оврагах ручьях. Стихотворение “Крещенская ночь” было написано почти одновременно с рассказами “Мелитон” и “Сосны”. Поэтому между ними немало общего.

И в стихотворении, и в рассказах суровое и прекрасное лесное пространство словно поглощает человека. В “Мели тоне” и в “Крещенской ночи” описывается затерявшаяся в могучем лесу “ветхая сторожка” – символ одинокой человеческой жизни. А в “Соснах” и в стихотворении является сквозным образ звезды.

В рассказе “звезда на северо-востоке кажется звездой у Божьего трона”. Эти выразительные зрительные образы служат общей цели раскрыть неземное величие неба над тленным миром людей. Поэтому в стихотворении описывается, что внизу, под звездой, “огонек из лесной караулки осторожно и робко мерцает”.

Причем, в отличие от рассказа “Мелитон”, в “Крещенской ночи” это – безличный огонек, намек на человеческую малость и одиночество перед лицом природы и Бога. В стихотворении “Крещенская ночь” сочетаются христианское видение мира и крестьянское, народное восприятие природы.

Бунин показывает нам красоту и величие природы, одухотворенной человеком и замыслом Бога.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стиховторения Бунина “Крещенская ночь”
?