Анализ стихотворения Хармса «Врун»

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну еще туда-сюда,

А уж если колесо –

Это просто ерунда!

Исследователи уже отмечали здесь перекличку с рассказом “О явлениях и существованиях. N 1” (18 сентября 1934), где “на небе вырисовывается огромная ложка”. В данном случае светило замещается не тарелкой, не лепешкой, а именно колесом – древнейшим солярным символом. Колесо было также одним из ключевых хармсовских “иероглифов” “реального искусства”; ср. в частности, его рисунок, изображающий колесо с подписью “REAL”. При желании можно заключить, что, замещая солнце колесом, Хармс играючи ставит в центр мира принцип реального искусства.

– А вы знаете, что ПОД?

А вы знаете, что МО?

А вы знаете, что РЕМ?

Что под морем-океаном.

Часовой стоит с ружьем?

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну еще туда-сюда,

А с заряженным ружьем –

Это просто ерунда!

Видимо, следует предположить, что “под морем” – есть вывернутое “на небе”. Если здесь действительно произошла подмена, причиной ее следует считать, быть может, стремление автора (или редактора) разнообразить “небесную” тематику и избежать нежелательных религиозных ассоциаций.

Разнообразные толкования вызывало последнее сообщение Вруна, вплоть до вряд ли обоснованных подозрений в политическом намеке – для этого предлог превращается в...

приставку, и возникает криминальное слово “донос”:

– А вы знаете, что ДО?

А вы знаете, что НО?

А вы знаете, что СА?

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну еще туда-сюда,

А достать его руками –

Отстранение какого-либо органа тела – характерный мотив фольклора, излюбленный в искусстве сюрреализма, абсурда и черного юмора. Отдельный нос, до которого “не достать”, восходит прежде всего к гоголевскому “Носу”.

Высшая точка игры в отделение органов – рассказ об “одном рыжем человеке”, у которого, как известно, не было ни глаз, ни ушей, ни носа, ни ног, ни рук и вообще ничего, так что говорить о нем не приходится. Очевидно, следует связать эту игру с принципом членения слова, о котором шла речь выше; распадаясь на составляющие, слово теряет смысл и перестает существовать.

Таким образом, мы рассмотрели пять сообщений Вруна:

– о плодовитости отца;

– о летающих животных;

– о замещении светила;

– о стражнике иного мира;

– об эмансипации органа тела.

Все эти темы оказываются характерными хармсовскими темами, а стихотворение в целом предстает как набор архетипов “карнавальной” культуры – игрового, вывороченного мира, близкого детскому сознанию, к которому оно так удачно апеллирует.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Хармса «Врун»
?