Анализ стихотворения Высоцкого «Штрафные батальоны»

Лирического героя Высоцкого трудно представить себе вне экстремальной ситуации: лагерной или иной. Война, как известно, ярче всего раскрывает, обнажает то, что до поры скрывалось в душе человека, и этим тоже объясняется интерес поэта к военной теме. Казалось бы, тема войны должна была хотя бы частично примирить поэта с властью. Однако Высоцкий — автор «поперечный» («Пусть у всех толчковая — правая, а моя толчковая — левая»), он всегда избегает общей, наезженной колеи, в данном случае — парадного многословия и пустословия, и

первой его песней о войне стали «Штрафные батальоны» (1964), а героями — штрафники:

Необычен герой, необычен трагический (но и героический в то же время) пафос. Кто, кроме Высоцкого, вспомнил в литературе о штрафниках! Стихотворение лишено официозного, показного героизма. Внимание поэта всегда привлекала непарадная, прозаическая сторона военного времени.

Многие песни о войне перекликаются у Высоцкого с правдивой военной прозой В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, В. Кондратьева. В ситуации 1960-70-х годов такой взгляд на Великую Отечественную считался неприемлемым, и военные песни Высоцкого не способствовали

его официальному признанию.

Лирический герой военной песенной лирики Высоцкого не супермен с квадратным подбородком, автору важно состояние души человека на войне: что чувствуют на войне, когда теряют друзей? Одно из лучших произведений поэта — «Он не вернулся из боя» (1969):

Почему все не так? Вроде — все как всегда: То же небо — опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода. Только — он не вернулся из боя. Он молчал невпопад и не в такт подпевал, Он всегда говорил про другое, Он мне спать не давал, он с восходом вставал, А вчера не вернулся из боя. Нынче вырвалась, словно из плена, весна. По ошибке окликнул его я: «Друг, оставь покурить!» — а в ответ — тишина. Он вчера не вернулся из боя. Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло — для обоих. Все теперь — одному, — только кажется мне — Это я не вернулся из боя.

Военной эту песню можно назвать, конечно, условно, не военные картины и эпизоды в ней запоминаются. Да их здесь, по сути, и нет. Эта песня — о потере друга, близкого

человека. К сожалению, потерю эту мы начинаем осознавать только тогда, когда уже ничего исправить нельзя. Мы тоскуем по ушедшему дорогому человеку, ощущаем пустоту в мире. Герою стихотворения кажется, что это он сам не вернулся из боя, что частица его самого погибла в бою. Терять же друзей приходилось не только на войне Отечественной. И не только на войне, но и в мирной жизни. И эту человеческую боль сумел понять и выразить Высоцкий.

Здесь не важны конкретные исторические приметы военного времени, и уж тем более фронтовой антураж или «аппаратура», как сказал бы булгаковский Воланд. Автору важен вечный, вневременной смысл ситуации, когда только смерть, только гибель человека заставляют окружающих осознать его неповторимость.

А слова «Он молчал невпопад и не в такт подпевал» автобиографичны, они не только о лирическом герое, они — и о самом поэте.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Высоцкого «Штрафные батальоны»