Анализ стихотворения Высоцкого «Про дикого вепря»

Любимого лирического героя Высоцкого мы узнаем и в его песнях-сказках. Сам Высоцкий говорил о том, что он ценит прежде всего в человеке: «В мужчине ценю сочетание доброты, силы и ума. Когда я надписываю фотографии пацанам, подросткам и даже детям — хоть это к делу не относится, — обязательно пишу ему: «Вырасти сильным, умным и добрым». А женщине я написал бы: «Будь умной, красивой и доброй»». Обращаясь к сказочным сюжетам, поэт их трансформирует, осовременивает, но герой остается истинно русским, бескорыстным, своеобразным Иванушкой-дурачком, который в конце концов оказывается самым умным. Высоцкий награждает его еще и своим автобиографическим качеством — «поперечностью», правом самостоятельного выбора в противовес навязыванию чужого мнения. Таков герой сказки «Про дикого вепря» (1966), где «опальный стрелок», своего рода диссидент, берется спасти родное королевство от страшного зверя, но при этом категорически отказывается принять в качестве награды королевскую дочь:

Особенно интересна с этой точки зрения песня «Лукоморья больше нет» (1967), которую автор назвал «антисказкой». Любя Высоцкого, слушатели прощали поэту многое. Простили и своеобразную пародию на пролог к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Впрочем, правильнее было бы говорить в данном случае о творческом использовании пушкинских мотивов. В русской литературе издавна классические стихи использовались для злободневных памфлетов и фельетонов. Классический шедевр в таких случаях играет роль эталона, гармоничного идеала, на фоне которого рисуется дисгармоничная действительность. Процитируем отдельные строфы из этой песни:

Не всякому изысканному вкусу удовлетворяет это стихотворение, но в оригинальности, в остроумии и большой общественно-политической точности этому стихотворению отказать нельзя. И эта смешная песня-сказка на самом деле тоже очень грустная. У Пушкина знаменитый дуб («У Лукоморья дуб зеленый. «) является символом лада, гармонии, выражением русского национального духа, каким он сложился за целое тысячелетие. Гармоничен, напевен и сам пушкинский стих, его ритм, размеренный и плавный. Песня же Высоцкого написана о том, что в нашем русском отечестве наступил разлад, все пошло вкривь и вкось. И ритм стиха у Высоцкого иной — сбивчивый, прерывистый, дисгармоничный.

Мир пушкинской сказки светел, музыкален, гармоничен. Современный же мир в зеркале «антисказки» Высоцкого — это мир не чудесный, но чудовищный. Пронзителен, горек вывод автора. «Сегодняшнюю прозаическую действительность поэт поверяет меркой «старинного», гармонического стиля, соотносит с моделью мироздания, явленной в пушкинском тексте. Сравнение, как видим, не в пользу современности — отсюда и ощущение боли, трагического сарказма» 6 .

В этой песне-сказке пушкинская ее основа очевидна и открыто обыгрывается. Но у Высоцкого в других текстах много скрытого, непрямого цитирования из самых разных произведений русской литературы. Поэтому чтение Высоцкого не всегда может быть легким, и с большей полнотой его тексты может понять только читатель подготовленный, знающий русскую классическую литературу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Высоцкого «Про дикого вепря»
?