Анализ стихотворения Высоцкого «Диалог у телевизора»

Еще одну тематическую группу песен Высоцкого можно было бы назвать условно сатирической. Условно, потому что социальная, политическая и философская сатира у Высоцкого присутствует в песнях на самые разные темы.

Сатирические персонажи Высоцкого — это не схематические карикатуры, а живые, узнаваемые характеры. Высоцкий еще в начале своего творчества подметил очень важное: в жизненной неустроенности, в засилье пошлости виноваты не только «верхи», но и «низы», так называемые «простые люди».

Прочитаем с этой точки зрения текст «Диалога у телевизора» (1973) — произведения, построенного в драматургической форме, рисующего два колоритных и жизненно достоверных характера. Диалог этот, кажется, бесконечен (чисто по объему самого стихотворения), длиной в целую человеческую жизнь. Стихотворение сюжетно­повествовательное, лирический герой в строгом смысле слова в нем отсутствует (он присутствует здесь в подтексте, в скрытом виде), но оно так замечательно, так важно для понимания Высоцкого, что не сказать о нем несколько слов невозможно. Напомню некоторые строфы этой хрестоматийно известной песни, в 1970-80-е годы звучавшей повсюду и повсюду вызывавшей смех до слез:

— Ой, Вань, гляди, какие клоуны!

Рот — хочь завязочки пришей…

Ой, до чего, Вань, размалеваны,

И голос — как у алкашей!

А тот похож — нет, правда, Вань,

— На шурина — такая ж пьянь.

Ну нет, ты глянь, нет-нет, ты глянь,

— Я — правду, Вань!

— Послушай, Зин, не трогай шурина:

Какой ни есть, а он — родня, — Сама намазана, прокурена — Гляди, дождешься у меня!

А чем болтать — взяла бы, Зин,

В антракт сгоняла в магазин…

Что, не пойдешь? Ну, я — один, —

Подвинься, Зин!

— Ой, Вань, гляди, какие карлики!

В джерси одеты, не в шивьет,

— На нашей Пятой швейной фабрике Такое вряд ли кто пошьет…

А у тебя, ей-богу, Вань,

Ну все друзья — такая рвань И пьют всегда в такую рань Такую дрянь!

— Мои друзья — хоть не в болонии,

Зато не тащут из семьи, —

А гадость пьют — из экономии:

Хоть поутру — да на свои!

— Ой, Вань, гляди-кось — попугайчики!

Нет, я, ей-богу, закричу!..

А это кто в короткой маечке?

Я, Вань, такую же хочу…

А ты придешь домой, Иван,

Поешь и сразу — на диван,

Иль, вон, кричишь, когда не пьян…

Ты что, Иван?

— Ты, Зин, на грубость нарываешься,

Все, Зин, обидеть норовишь!

Тут за день так накувыркаешься…

Придешь домой — там ты сидишь!

Ну, и меня, конечно, Зин,

Все время тянет в магазин, — А там — друзья… Ведь я же, Зин,

Не пью один!

И кажется, не будет этому разговору, этим житейским разборкам, дрязгам, мелочным спорам конца. «Скучно на этом свете, господа!» — сказал бы классик. Смешны в этой песне и Ваня, и Зина, и Зинин приятель с завода шин, и друзья Вани, и клоуны, и попугайчики тоже смешны. И в то же время Зину с Ваней очень жаль. Песня называется не «Ваня и Зина», хотя они колоритны и являются героями этого довольно объемного (для стихотворения) текста, а «Диалог у телевизора». То есть в ней описана типичная ситуация, повторяющаяся изо дня в день, в каждой квартире, по всей стране. Автор в своей речевой характеристике персонажей настолько убедителен, что мы ясно представляем себе интерьер этой квартиры, положение героев в пространстве, то, как они одеты… Герои, точнее, персонажи говорят о важных для них житейских проблемах, о своих друзьях, о своих родственниках.

При этом у Вани одно на уме — как бы поскорей выпить. Зина же тянется к красоте, «красивой» жизни, которую она может увидеть разве что по телевизору и, разумеется, в цирке с его мишурой и блестками. Вспомним булгаковского Шарикова: «Не люблю театр, цирк люблю». Одеты они, конечно, без претензий, в продукцию местной «пятой швейной фабрики», о которой говорит Зина. А что может пошить «пятая швейная»? Да то же, что и шестая, и двадцать пятая, и любая другая… Подсознательно Зина понимает, что жизнь их серая, тусклая, именно о несовершенстве своей жизни, о неэстетичности ее все время пытается говорить Зина, говорит как умеет. И Ваня чувствует, что Зина права в своих обидах на него, что жизнь их бессмысленна и пуста. Но они обречены вести этот свой бесконечный «диалог у телевизора»: нет у них ни сил, ни желания, ни умения сделать свою жизнь счастливой, яркой и праздничной. Невольно возникает вопрос: кто виноват? По Высоцкому, винить приходится прежде всего самих себя, свою лень, свою необразованность, свое бескультурье.

И вновь вспоминается классик: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!» Написано, если вдуматься, очень ядовито, резко, но… не зло и без унижения человеческого в человеке (в отличие, кстати, от булгаковского Шарикова в «Собачьем сердце»): «Сатира Высоцкого сугубо русская, «простого человека» он высмеивает резко, но не унижая, не оскорбляя, напротив, сострадая, и у осмеиваемых создается впечатление, что он их понимает»5. Тоска Высоцкого по идеалу, по положительному лирическому герою здесь скрыта в подтексте (по принципу «от противного»), но она явственно ощущается.

Необходимо помнить также, что деление стихов Высоцкого на лагерные, сатирические, спортивные довольно относительно, потому что темы взаимопроникают друг в друга. Как, например, в стихотворении, которое принято относить к спортивной тематике — «Утренняя гимнастика» (1968), но в котором явственно прочитываются и сатирические мотивы. Спорт в трактовке Высоцкого — это модель окружающего мира, модель социальной действительности, человеческой судьбы, и утренняя гимнастика становится метафорой тоталитарного однообразия и застоя:

Не страшны дурные вести — Мы в ответ бежим на месте, — В выигрыше даже начинающий.

Красота — среди бегущих Первых нет и отстающих, — Бег на месте общепримиряющий!

Казалось бы, безобидная, чисто юмористическая картина прошлой эпохи, но автор остроумно открывает в этой картине новую грань. Ровно в шесть часов по радио звучит: «Доброе утро, товарищи! Начинаем утреннюю гимнастику!» И далее все единомиллионно встают, единомиллионно открывают форточки, единомиллионно поднимают руки вверх — вниз… Не правда ли, воспринимается как иллюстрация к роману Е. Замятина «Мы» (1920) с его механистичностью жизни граждан Единого Государства, нумерами вместо имен, устранением искусства и т. д.?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Высоцкого «Диалог у телевизора»
?