Анализ стихотворения Тютчева «Радуга»

Два первых четверостишия – описание «радужного виденья» и состояния лирического героя. Первая строфа очень динамична: вот появляется радуга, вонзается одним концом в леса, другим – в облака, обхватывает полнеба и… «изнемогает». Как же достигается такое ощущение?

Прежде всего – благодаря синтаксису. Простое и сложносочиненное предложения читаются на одном дыхании, позволяя обратить внимание на эпитеты: » воздушная арка», «влажная» синева неба. Что в них? Невесомость, легкость, растворимость во всем вокруг… Впечатление

зыбкости передается читателю. Удивительно и то, как описывается радуга. Как живое существо, которое может торжествовать, изнемогать, уходить за облака. Все это происходит там, наверху, а лирический герой здесь, на земле, но об этом забываешь, читая первую строфу.

Такое обращение и растворение в мире, нам не подвластном, в мире чего-то Высшего, Космоса, свойственно Тютчеву. На четыре строки – только два союза; первый передает двойственность того, как появилась радуга на небе: неожиданно и ярко; другой – внезапность ее «изнеможения» (читай: исчезновения). Инверсия в первом предложении делает акцент на «минутном

торжестве» арки. Для автора важно ощущение всесильности, царственной важности радуги, символа счастливой безмятежности, мирного, ничем не омраченного существования, напоминающего аркадскую идиллию.

Вчитаемся в первые две строки:

Ассонанс поражает: нет тяжелых – ы-, – у-, а только легкие, льющиеся звуки.

Несколько другая по характеру аллитерация:

С легкими, как вздох, сонорными согласными соседствуют – ж-, – р-, – к-. Не только мимолетность видения, но и величие, даже намек на монументальность передают они.

Нельзя не отметить и то, что в первом четверостишии Ф. Тютчев использует удивительную метафору («воздушная арка»), создавая налет загадки, и лишь переходя ко второй строфе, понимаешь, что скрывается за ней – радуга. Чувства, эмоции переполняют лирического героя. Вот отчего предложения заканчиваются восклицательными и вопросительными знаками. Междометие, глаголы побудительного наклонения – все выражает предельную душевную напряженность героя. Только в этом, втором, четверостишии появляется глагол в настоящем времени (мы не рассматриваем последние две строки стихотворения, о них – отдельно). Прошедшее время указывало на мимолетность, непостоянство, а значит, и особую ценность радужного видения. «Оно дано нам на мгновенье»… Именно мгновенность всего вокруг нас и необходимость осознавать такую особенность мира природы, беречь ее, ибо только тогда возможна гармония, – подсказывает глагол «дано».Что было – что стало: философски осмысляется не только природа. но и бытие человека, его существование в дисгармоничном мире.

Вторая строка строфы содержит слова старославянской лексики: нега, очи. Зачем? Поэтичность, переполненность чувствами лирического героя рвется наружу, ему недостаточно таких слов, как: глаза, удовольствие, радость… Кульминация – в строке: «Еще минута, две – и что ж?» Да, и что дальше будет, что произойдет, поведай же нам, автор!

Резкий спад, как с вершины горы – бух! Минорное настроение, пессимизм, обреченность, иная интонация – интонация жгучей печали, горести. Ф. Тютчев верен себе, своей обращенности к проблемам мироздания, вечным, сложным. Жизнь мимолетна, и, наслаждаясь ею, впитывая радости Аркадии, не забывай об этом, читатель!

Минутность, мгновенность и величие природы, искренность чувств и внимание к незыблемому – все это требует определенной мелодии стиха, создаваемой ритмом – пятистопным ямбом.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Тютчева «Радуга»