Анализ стихотворения Шевченка “Пророк”

А. С. Пушкин написал стихотворение “Пророк” в 1826 году. Это было время расправы властей над участниками декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. Стихотворение было отчасти ответом на эти события.

О возникновении замысла и формы стихотворения Пушкин рассказывал: “Я как-то ездил в монастырь Святые горы, чтобы отслужить панихиду по Петре Великом. Служка попросил меня подождать в келье. На столе лежала открытая Библия, и я взглянул на страницу. Это был Иезекиль – я прочел отрывок и перефразировал в “Пророке”,

Стихотворение первоначально представляло собою часть цикла четырех стихотворений под заглавием “Пророк”, противоправительственного содержания, посвященных событиям 14 декабря. Остальные три стихотворения были уничтожены и до нас не дошли.

Пушкин в стихотворении поднимает тему божественного призвания поэта-пророка, рисуя идеальный образ поэта. Пушкин обращается к библейской теме, используя книгу пророка Исайи, в которой описывается отчаяние пророка при виде беззакония и пророков мира: “И тогда прилетел… один из серафимов, и в руке у него горящий уголь”. Ангел “удалил беззаконие” и “очистил грех” Исайи, поручив ему миссию по исправлению людей.

Главная мысль (идея)

Явление “шестикрылого серафима” помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и может постичь то, что недоступно обыкновенным людям.

Миссия пророка представлена так:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей –

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Жанр стихотворения – философская притча. Стихотворный метр – четырех – и пятистопный ямб, система рифмовки...

– перекрестная с чередованием мужских и женских рифм.

Стихотворение состоит из трех частей. В первой части раскрывается состояние “пророка” до того, как “бога глас к нему воззвал”. Он, “томимый духовной жаждой”, в “пустыне мрачной” “влачился”. Во второй же части описывается его встреча с посланником Бога – “шестикрылым серафимом”, который преобразует сущность поэта – вырывает “грешный язык, и празднословный, и лукавый” и вставляет на его место “жало мудрыя змеи”. Обретение нового языка – это обретение новой мудрости. Поэт описывает, как дары Всевышнего обретаются все большими мучениями. Страдания описаны по нарастающей: от легкого болезненного прикосновения к “зеницам” до рассечения груди мечом:

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пытающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Третья часть – описание перерождения поэта, появления новых свойств его сущности, а также завет, данный ангелом пророку, который обрел новое предназначение. Пушкин создает поразительный образ, говорящий о смирении: “Как труп в пустыне я лежал”. Его тело и дух великими мучениями перевоплотились. Он готов нести пророческий крест.

В стихотворении описана вертикальная картина мироздания – от “горнего” мира до мира “дольнего”, от ангелов до лозы.

Большую роль в стихотворении играют старославянизмы (перстами, зеницы, уста, виждь, внемли). Архаичная лексика придает стихотворению особую торжественность и силу. Частые повторы (половина строк стихотворения начинается с союза “и”) также придают стихотворению торжественное библейское звучание. Одновременно этот прием нагнетает напряжение, связанное с муками перерождения человека и пророка.

Пушкин также использует эпитеты (духовная жажда, пустыня мрачная), сравнения (“перстами легкими, как сон”, “отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы”, “как труп в пустыне я лежал”).

Можно сказать, что Пушкин в стихотворении “Пророк” описал опыт личного мистического прозрения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Шевченка “Пророк”
?