Анализ стихотворения Северянина «В парке плакала девочка»

– Можно ли назвать стихотворение лирическим? Почему?

(Да, в нём выражены чувства. )

– Чьи чувства?

(Отца и девочки. )

– Можно ли в стихотворении выделить отдельные части?

(Да, в первой части говорится о чувствах девочки, во второй – о чувствах отца. )

– Постарайтесь при помощи цитат из текста озаглавить части.

(1. “В парке плакала девочка”

2. “ И отец призадумался”.)

– Сколько всего предложений в стихотворении?

(Два. Первое – предложение с прямой речью, второе – сложное. )

– Как они связаны в один поэтический текст?

(Темой, идеей, союзом И, смежной рифмой. )

– Одновременно ли происходят события, которые вызвали изображённые в стихотворении чувства героев?

(Нет, сначала происходит событие, взволновавшее девочку, а затем изображена реакция отца на её чувства. )

– Прочитайте, какова эта реакция.

(“И отец призадумался, потрясённый минутою”.)

– Какое чувство он испытал?

(Потрясение. )

– Раскройте лексическое значение этого слова через подбор слов-синонимов.

(Шок, сильное волнение, удивление, перемена в настроении. )

– Чем же вызвано потрясение отца? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем первую часть стихотворения. В ней раскрываются чувства девочки, создаётся её образ.

Какие средства может использовать автор для создания образа героя?

(Имя, портрет, речь, авторская характеристика, самохарактеристика, характеристика другими персонажами …)

– Какие средства использованы здесь?

(Только речь. )

– Прочитайте слова автора в этом предложении.

(“В парке плакала девочка”.)

– Каким глаголом вводится прямая речь?

(Плакала. )

– В стихотворении есть ещё одно слово, характеризующее состояние девочки.

(Зарыдавшая – от глагола “зарыдать”.)

– А когда люди плачут, даже рыдают?

(От горя, радости, страданий, то есть от сильных чувств, которые на них нахлынули, от потрясений. )

– Откуда мы узнаём, что вызвало потрясение у ребёнка?

(Из речи девочки. Она говорит: “У хорошенькой ласточки переломлена лапочка”.)

– Что передают эти слова?

(Состояние ласточки. )

– А как вы представляете себе эту птичку?

(Маленькая, юркая, быстрая при полёте, стремительная, весёлая. )

– Включите своё воображение. Какой увидела птичку девочка?

(Не может лететь, бьёт по земле крылышками, испуганная, беспомощная. )

– Охарактеризуйте одним словом состояние раненой птички.

(Страдание, мучение, физическая и душевная боль. )

– Какие чувства вызвали страдания ласточки в душе девочки?

(Сочувствие, сострадание, соболезнование, сопереживание, жалость. )

– Каково значение приставки со– в этих словах?

(Совместность, объединение. )

– А как вы поняли, что именно эти чувства она испытывает?

(Она обращается к отцу за сочувствием, в речи использует слова с суффиксами уменьшительно-ласкательной оценки, хочет помочь птице: “я возьму птицу бедную и в платочек укутаю… )

– Обратите внимание на эту строчку. Какие слова в ней ключевые?

(Возьму и укутаю. )

– Какая это часть речи? Что обозначает? В какой форме употреблена?

(Это глагол, употреблён в форме будущего времени. )

– То есть в словах девочки отразилось только её желание. А сделала ли она это? Поэкспериментируем: изымем эту строку. Изменится ли смысл стихотворения, его логика?

(Да, отец не испытал бы потрясения, если бы девочка не действовала. )

– Но ведь в стихотворении нет описания действий ребёнка, Как мы догадываемся, что поступок совершён?

(Огромную роль в стихотворении играют многоточия. Они могут означать, что у девочки перехватило дыхание от слёз, не хватило слов, чтобы выразить свои чувства. Автор намеренно выпустил слова: за ними конкретные действия. )

– Как вы думаете, что сделала девочка?

(Погладила птичку, завернула в платочек, прижала к себе, попросила отца помочь ласточке, взять её домой. )

– Какое определение можно дать её поступку?

(Добрый, милосердный)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Северянина «В парке плакала девочка»
?