Анализ стихотворения Северянина «Это было у моря»

Наибольшей популярностью у широкой публики пользовались так называемые экстазные стихи Северянина:

Это было у моря, где ажурная пена,

Где встречается редко городской экипаж.. .

Королева играла – в башне замка – Шопена,

И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

В начале XX столетия неудовлетворенность жизнью, предчувствие грядущих катастроф: войны и революции рождали у многих стремление уйти от реальности. Воображение поэта создает грезовую страну Миррелию (по имени любимой поэтессы Мирры Лохвицкой) .

Миррелия была наполнена ветром времени, как и “Алые паруса” Александра Грина, его города Зурбаган и Гель-Гью, как романтические миры художника Константина Богаевского, таинственные – Александра Врубеля.

Экстазные стихи Игоря Северянина очень близки к творчеству Александра Вертинского. Замечательный шансонье даже написал на слова Северянина несколько песен. Но существенное различие между ними состоит в том, что, если песни Вертинского в основном звучат в одной и той же мелодраматической тональности, то экстазные стихи Игоря Северянина – только одна из граней блистающего бриллианта его творчества. Артистические перевоплощения Игоря Северянина настолько многообразны, что многие из его стихов кажутся написанными совершенно разными поэтами.

Стихам Северянина свойственны и некоторая манерность, и будуарность, и дендизм. Все это было. Он не читал, а почти пел свои стихи, уводя, словно сирена, в диковинные края, рисуя упоительные утопии, где “облака как белолии”, “скользит в аметисте луна”, где можно “парить в лазоревом просторе...

со свитой солнечных лучей”, “пить златисто-грезный черный виноград” или:

…Это было у моря, где ажурная пена,

Где встречается редко городской экипаж.. .

Королева играла – в башне замка – Шопена.

Стихотворение «Это было у моря» Игорь-Северянин посвятил женщине по фамилии Воробьева. После революции она эмигрировала в Финляндию, жила в Керава, писала стихи под псевдонимом Северянка.

“Поэма-миньонет “Это было у моря” является рефлексией на поэзию придворного пажа Гофмана: “Королева играла – в башне замка – Шопена, и, внимая Шопену, полюбил ее паж”.

Это стихотворение музыкально, его поэтическая форма заимствована из музыки: миньонет – танец; по характеру близкий вальсу.

Стихотворения Северянина вообще музыкальны, а это музыкально вдвойне, так как отражает еще и музыкальность поэзии В. Гофмана. Гофман, как верно заметил Ю. Айхенвальд, “поэт вальса, но вальса смягченного в своем темпе и музыкально­замедленного.

Стихотворение “Это было у моря” Северянина “вальсирует” в быстром темпе. И если взглянуть на него как на пародию, иронию над лирикой пажа, то окажется, что этот быстрый темп вальса, вопреки медленному, плавному гофманскому, Северянин задал специально. Строчки Северянина: “Было все очень просто, было все очень мило” – аллюзия на гофманскую лирику в целом. В стихотворениях Гофмана паж прост и наивен, его любовь чистая, не отягощенная чувством греха, его принцессы и королевы – “невинные девы” (у Северянина, для сравнения, “невинные дамы”).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Северянина «Это было у моря»
?