Анализ стихотворения Пушкина «Гонимы вешними лучами»
Законченный характер строфы, открывающей седьмую главу «Евгения Онегина», позволяет рассматривать ее как самостоятельное произведение. Точная дата создания отрывка осталась неизвестной. Ее относят к 1827-28 гг. периоду работы поэта над главой.
Пейзажная зарисовка исполнена динамизма: внимательный повествователь фиксирует этапы весенней трансформации. Фрагмент открывает картина таяния снегов, которые под воздействием солнечного тепла становятся потоками мутной воды. Их быстрое течение передается при помощи глагола «сбежать»
Персонификации подвергается и образ природы, которая наделяется способностью испытывать эмоции. Добрую, спокойную полусонную улыбку вызывают первые перемены весны, метафорически отождествленной с утром.
Содержание центральной части строфы включает в себя цветовые доминанты. Блестящий синий оттенок характеризует картину безоблачного неба, а нежный зеленый — молодую лесную листву, которая сравнивается с легким и нежным пухом.
Чувствуя
Картина весеннего половодья, представленная в зачине, противопоставляется изображению полей, расположенному в финальной части. Земля постепенно просыхает, покрываясь разноцветными цветами. Для создания лаконичного и емкого описания вновь привлекаются глагольные средства. Однородные сказуемые «сохнуть» и «пестреть» передают очередную фазу сложного процесса весеннего обновления.
Галерея пейзажных зарисовок завершается звуковыми образами. Наблюдатель слышит шум, который производит домашний скот, вышедший на пастбище после зимовки. Первые трели соловья нарушают ночное безмолвие.
Комплекс конкретных природных примет, которыми изобилует фрагмент, позволяет воссоздать временной промежуток, обозреваемый повествователем. Его ранние наблюдения датируются концом марта-началом апреля, заключительные — первыми неделями мая.