Анализ стихотворения Паустовского “Июль”


Стихотворение “Июль”, относящееся к пейзажной лирике. было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.

Композиционно состоящее из семи строф-четверостиший стихотворение имеет две части. Первая часть, включающая четыре катрена, по своей структуре и содержанию близка к такому роду фольклорного творчества, как загадка. Введение не называющих

прямо объект существительных – привиденье, домовой, призрак, двойник – создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать: кто же этот загадочный персонаж? Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных и местоимений подчеркивает динамичность образа этого пришельца: болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается.

Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль. Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его “очеловеченный” образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. “Очеловеченность” июля усиливается употреблением просторечных слов ( одежа, обтерши ) и нарочито разговорной лексики ( таскающий, растрепа ).

У весельчака-июля человеческий характер: он “везде болтается некстати” . громко разговаривает, “мешается во все дела” . Разнообразие ипостасей “приезжего жильца” передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – “целый дом” – своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.

Стихотворение отличают выразительные и яркие зрительные образы ( “вбегает в вихре сквозняка” . “взвивается до потолка” ), подкрепляемые слуховыми ( “все громко говорящий вслух” ) образами.

“Июль” написан классическим размером – четырехстопным ямбом. придающим мелодичность стихотворению. Поэт использовал для написания перекрестную рифмовку. Неточные рифмы ( одеже – вхожий, невежа – приезжий, привиденье – тени ) соседствуют с необычными ( растрепа – укропа, роздых – воздух, некстати – кровати ), создавая удивительно легкое и озорное настроение.

Среди изобразительных средств, создающих яркий и точный образ июля, главную роль играют олицетворения ( домовой, дачник-отпускник ). Поэт также вводит в стихотворение точные эпитеты ( июльский воздух луговой, недолгий роздых, целый дом, степной нечесаный растрепа ) и сравнение ( “и с занавеской, как с танцоршей” ).

Щедро награжденный “вечным детством”, Пастернак мастерски “видит” и чувствует поэзию в привычных природных явлениях, виртуозно “оживляя” июль.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 1.00 из 5)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Паустовского “Июль”
?