Анализ стихотворения Пастернака «Волны»
В июле 1931 года Пастернак впервые прибыл в Грузию, приняв приглашение поэта Паоло Яшвили, с которым подружился еще в Москве. В гостеприимной горной стране Борис Леонидович провел три месяца, что оставило сильнейший отпечаток на его дальнейшем творчестве. В августе 1932 года свет увидела книга «Второе рождение». Открывало ее произведение для лирики Пастернака программное – «Волны». Грузинская тема в нем стала основополагающей. Впоследствии Борис Леонидович еще несколько раз посещал кавказскую страну, культура которой оказалась ему
Практически для всех стихотворений Бориса Леонидовича, посвященных кавказской теме, характерен историзм. Касается это и анализируемого текста. Поэта интересует история Грузии и пребывания в ней русских людей. Среди его творческих ориентиров – одновременно и романтический подход Лермонтов, и реалистический взгляд Толстого. Кстати, в первоначальном
В рассматриваемом тексте Борис Леонидович предсказывает собственную будущую манеру. Сначала он упоминает немоту (отсылки к «Silentium!» Тютчева и «Silentium» Мандельштама), затем – простоту, вполне очевидно подразумевая простоту поэтического изъяснения. Тот же Пушкин – чрезвычайно сложный поэт, неизмеримы смысловые глубины принадлежащей ему лирики. При этом стих Александра Сергеевича прост, потому и возникает иллюзия, что понять его творчество может буквально каждый читатель. К такому уровню, начиная примерно с 30-х годов, стремился и Пастернак.
Стихотворение «Волны» стоит воспринимать как своеобразное вступление к сборнику «Второе рождение». По форме оно напоминает цикл, состоящий из отдельных лирических произведений, которые объединяет общий сюжет – путешествие из Владикавказа в Грузию. В нем заявлены ключевые темы и мотивы, развивающиеся в последующих текстах вышеназванной книги.