Анализ стихотворения Пастернака «Ландыши»

В поэтическом наследии Бориса Пастернака отразилась его неординарная личность, тонко чувствующая мир, с глубоким философским взглядом на жизнь. Своеобразие стиля поэта четко прослеживается в необычном синтаксисе, непредсказуемости метафор и уникальном звуковом ряде.

Ученик Скрябина, выросший в семье талантливого художника и пианистки, Борис Пастернак считал творчество единственно важным делом. Его лирический герой, как правило, отделен от повседневной жизни поэта, виражей судьбы. Суть лирики Пастернака в том, что автор не является

героем своих произведений. Мы не знаем его чувств, мыслей. Главные темы поэта — творчество, любовь, природа — переплетены в единое целое, составляют «существованья ткань сквозную». У Пастернака своеобразная точка зрения на основные жизненные явления, что придает особый интерес его произведениям, заставляет размышлять, обогащает опытом, будоражит воображение.

Одна из главных тем — чувство благодарности и благоговения перед сложным и многообразным миром, где природе отведено важное место. Поэт не противопоставляет ее городу как Есенин и Маяковский. Пейзаж в поэзии Пастернака существует с лирическим героем

на равных правах.

Не простое любование, а глубокое погружение в «механизм» природы, внимание к каждой детали, желание уловить и передать атмосферу, движение, стремительный поток света и красок — таков поэтический метод Пастернака.

Достаточно много произведений поэта можно отнести к пейзажной лирике. «В лесу», «Июльская гроза», «Август». «Осень», «Зимняя ночь». Одним из лучших в этом ряду считается стихотворение «Ландыши» из сборника «Поверх барьеров», созданное в 1927 году.

Оно написано четырехстопным ямбом и состоит из семи строф. Стопа «Ландышей» двухсложная с ударением на втором слоге. Рифмовка перекрестная — АВАВ.

Стихотворение достаточно характерно для поэтического наследия Пастернака. В нем обычные явления и предметы поэт открывает нам с совершенно неожиданной стороны. «Ландыши» пронизаны звуками и ассоциациями. Пастернак очень искусно нарушает привычные синтаксические нормы. Слова здесь обычны, но их расстановка в строфе удивляет своей новизной уже с первых слов стихотворения. Название «Ландыши»

вызывает у читателя стойкую ассоциацию с хрупким, изящным весенним цветком. Ландыш — символ верности, чистоты, любви и нежности. И вдруг диссонанс: «с утра жара». а полдень может внезапно «хряснуть» .

Далее образ жары усиливается с помощью эпитетов и гипербол: «потное плечо». «нещадная резня». «белизна сурьмится углем» … Но стоит герою свернуть в березовую рощу, как жара внезапно рассыпается на миллиарды блестящих осколков. Сравнение «весна здесь сказочна как Углич» создает ассоциативный ряд: березки — древнерусские красавицы — старинная архитектура с белыми стенами и зелеными куполами. Эхом повторяются звуки в словах «жара». «грузный». «рухнет в ребрах». «разгранке». «дрожащих». Все вместе создает невероятное ощущение резкого перехода от ослепительно-яркого и знойного весеннего дня к сырой прохладе леса под сводами стройных берез.

Пастернак умело прячет между строк свои философские размышления о том, что жизнь также хрупка как стекло и контрастна как жаркий солнечный день и прохладный лесной полумрак. В обыденном спрятаны удивительные вещи, которые не ожидаешь почувствовать и увидеть.

Сырой овраг сухим дождем Росистых ландышей унизан.

Шурша неслышно, как парча,

Льнут лайкою его початки,

Весь сумрак рощи сообща Их разбирает на перчатки.

У автора дождь ландышей, даже не обсохших от росы, в сравнении с настоящим дождем — «сухой». Определения противопоставлены друг другу, но такой прием рождает неожиданный образ, обогащенный аллитерацией: «шурша неслышно, как парча». Образ дополнен осязательным впечатлением: «льнут лайкою». Здесь нежные, молодые листья ландышей напоминают прикосновения к рукам тонких лайковых перчаток.

Пастернак умеет видеть то, что неподвластно большинству людей, он очеловечивает пейзаж. Природа настороженно вглядывается в человека, пытаясь его понять.

И вот ты входишь в березняк,

Вы всматриваетесь друг в дружку.

Но ты уже предупрежден:

Вас кто-то наблюдает снизу.

Пейзаж не просто отражает внутренний мир героя — они слиты воедино. Это единство яркое и своеобразное, но только внимательному наблюдателю откроются все его тайны и чудеса, богатство и мудрость.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Пастернака «Ландыши»