Анализ стихотворения Лермонтова “Я жить хочу! хочу печали”

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Я жить хочу! хочу печали. ” было написано в 1832 году и относится к раннему периоду творчества, для которого характерны максимализм взглядов и мотив жертвенности во имя поэзии. Благодаря своей тематике, это стихотворение носит программный характер. В нем автор размышляет о судьбе поэта и поэзии, отношениях между поэтом и толпой. Настроение произведения возвышенное, что становится следствием программности. На этом сказывается и используемый классический размер, четырехстопный ямб, придающий стихотворению маршевое звучание. Следствием тематики становится несколько задумчивое настроение. Произведение несет не праздные размышления, а программное заявление какими должны быть поэт и плоды его вдохновения. В первых четырех строках ассонанс гласных [о] и [а] создает атмосферу стона.

Стихотворение начинается с восклицания: “Я жить хочу!”. Оно выделяет желание лирического героя жить, а не существовать, которое становится подобно крику. Но далее идет парадоксальное противопоставление, выражающее основную идею произведения. Лирические герой жаждет печали, отвергая любовь и счастье. В этом стихотворении Лермонтов полемизирует с пушкинским “Я жить хочу чтоб мыслить и страдать. “. Страдать для лирического героя Пушкина значит чувствовать, а для лермонтовского героя страдания – источник вдохновения. Любовь и счастье не для него.

Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело.

Спокойная, счастливая жизнь ослабляет ум, гасит огонь души, делает человека невосприимчивым к происходящему вокруг. Автор использует старорусское слово “чело”, обозначающее лоб, и это делает метафору более выразительной. Складки на лбу становятся отражением пережитых героем страданий, а их исчезновение говорит о том, что счастье позволяет забыть самые тяжелые невзгоды. Но, в отличие от пушкинского, лирический герой Лермонтова – романтик, а для него жизнь состоит из противоречий, страданий от их неразрешимости, непонимания и...

унижения. Он зовет, жаждет их. Эта жажда выражена повтором.

Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман.

Лирический герой хочет быть осмеян, отвержен толпой, потому что лишь это может вернуть его к поэтической жизни, сбросить оковы бездействия, туман оцепенения. Здесь автор использует красочную метафору “спокойствия туман”. Она обозначает то состояние полного покоя и безмятежности. в котором оказывается герой, опьяненный счастьем и любовью. И лишь очень сильное горе способно вывести его из этого состояния. Последующие вопросы становятся риторическими:

Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?

Повтор союза “что” выделяет идею, содержащуюся в вопросах, усиливает их звучание. В этих двух строках автор сопоставляет жизнь поэта и океан. Истинная сила океана проявляется во время бури, так и настоящее поэтическое слово рождается в момент “душевной бури” поэта. В последних четырех строках автор создает образ идеального, по моему мнению, поэта. Этот образ усиливается анафорой. Троекратное повторение личного местоимения “он” концентрирует внимание читателя на тех качествах, которыми должен обладать поэт.

Он хочет жить ценою муки, Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.

Для поэта жизнь – это творчество, а творчество – это страдания и лишения, и иного не дано. Лермонтовский герой принимает муки во имя великого поэтического слова, звуков неба. и поэт не может принять ничего даром. Каждое новое произведение несет частицу души поэта, его жизни. Я думаю, что это стихотворение можно считать эпиграфом ко всему творчеству Лермонтова. Оно позволяет понять моральные, духовные ценности поэта-романтика, его мысли и чувства. данное произведение также несет общечеловеческое значение. оно состоит в том, что человек должен жить, а не существовать, но за все в этой жизни надо платить.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, среднее: 3.00 из 5)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Лермонтова “Я жить хочу! хочу печали”
?