Анализ стихотворения Гумилева «Сонет»

Романтическое наследие тут видно во всем: и в отвлеченных,

“возвышенных” словах, которые описывают мир, окружающий героя (“путь”,

“пропасть”, “бездна”); и в типично романтических символах того, к чему он стремится – “моя звезда”, “голубая лилия”; наконец, и в самой фигуре конквистадора, рыцаря, бродяги, ищущего что-то неизведанное, существующее только в легенде, мифе, мечте.

Все стихотворение (мы по-прежнему говорим о его позднейшей редакции) представляет собой последовательную “шифровку” поэтом своей судьбы – своего прошлого, настоящего и будущего – при помощи своеобразного романтического шифра. Любопытно распределение грамматических форм времени: вышел – иду – растет – смеюсь – жду – приходит – зову – буду биться – добуду; от прошедшего – через настоящее – к будущему времени.

При этом глаголы совершенного вида обрамляют все стихотворение, а абсолютное большинство составляют глаголы несовершенного вида, которые сообщают о том, что происходит постоянно, регулярно. Но глаголы эти, в сущности, ничего не сообщают о реальных событиях, они лишь выражают некий высший (эмоциональный, символический) смысл этих событий:

“вышел” – “начал делать нечто”, “иду” – “продолжаю делать это”,

“смеюсь и жду” – “готов преодолевать трудности, делая нечто” и т. д.

То же верно и для существительных: “пропасти и бездны” – это некие “опасные места”, “радостный сад” – “место отдыха”, “туман” – “неизвестность, неопределенность”. Ничего внятного мы об этом не узнаем; более того, не всегда ясно, что же автор имеет в виду – например, что такое “последнее звено”, от какой оно цепи и что значит “расковать”. Можно предположить, что речь идеь о неизбежности смерти

как последнего момента жизни; но это остается лишь предположением, которое отчасти подтверждается дальнейшим...

развитием стихотворения.

Таким образом, поэт пытается создать образ себя как человека, вовлеченного в какой-то очень важный, эмоционально значимый процесс, готового участвовать в нем и принимать любой вызов. При этом он берется осуществить невозможное, сражаясь даже с неизбежным – смертью.

Как уже было сказано, это типичная романтическая фигура; в сущности,

Гумилев ничего к этому стандартному образу не добавил.

Остановимся коротко на тех изменениях, которые поэт внес при переработке стихотворения. Они довольно значительны: так, Гумилев постарался приблизить форму своего стихотворения к строгому канону сонета, в частности, упорядочил схему рифмовки, которая в первой редакции различалась в первом и втором катренах.

Но важнее смысловые изменения: например, в первой редакции отсутствует тема смерти; поэт говорит лишь, что на свете может не существовать того, что он ищет – и он готов создать свою мечту, это и станет его победой. Вообще первая версия стихотворения больше устремлена в будущее (достаточно сказать, что форм прошедшего времени нет вообще, а форм будущего – 4, причем все они – от глаголов совершенного вида, то есть рисуют будущее как то, что обязательно свершится) и более “самоупоенна”: три первых строки, начинающихся с “я”, вызывают ощущение одннобразия, которое поддерживают многократные повторы этого “я” в дальнейшем.

Перерабатывая стихотворение, Гумилев постарался избежать этого однообразия, убрал повторы синтаксических конструкций (да и лексические – “пропасти”, которые в первой редакции встречаются дважды). Тем самым он несколько “приземлил” образ, подчеркнул свою отстраненность от образа “конквистадора”; переместил действие стихотворения из “вечно-настоящего и обязательно будущего” в рамки человеческой жизни; наконец, задумался о той цене, которую придется заплатить за воплощение своей невозможной мечты


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Гумилева «Сонет»
?