Анализ стихотворения Цветаевой “Цикл жизни”

Чаще всего лирические произведения посвящены распространенным темам: любви, родины, нравственного выбора. Но бывает так, что одна и та же тема “не отпускает” поэта, заставляет вновь и вновь обращаться к ней. Тогда появляются циклы стихов – несколько произведений, объединенных, как правило, общей темой или лирическим героем. В XIX века известнейшим стал “денисьевский” цикл Ф. И. Тютчева. В ХХ веке Александр Блок написал “Стихи о Прекрасной Даме”, Марина Цветаева сочинила “Стихи к Блоку”, а Сергей Есенин – “Персидские мотивы”.

В 1916 году, когда Россия переживает не лучшие времена, а в судьбе самой Марины сплошные расставания и разочарования, она создает цикл стихотворений “Бессонница”. Пожалуй, сон и бессонница – излюбленные мотивы в русской прозе и поэзии. Но у Цветаевой с бессонницей особые отношения. Поэтесса не просто одушевляет ее и наделяет чертами женщины. Бессонница становится подругой и уже в первом стихотворении цикла ведет себя соответственно: она и жалеет, и утешает, и в то же время надевает “теневой венец”, как будто связав себя и героиню навеки.

Дальше панорама как бы расширяется: “Двери! – Настежь – в темную ночь!”. Героиня, мучаясь бессонницей, чувствует все события, происходящие вокруг нее. В третьем стихотворении “в огромном городе – ночь”, а героиня будто меняется с бессонницей местами: “Друзья, поймите, я вам снюсь”. Такая двойственность состояния ощущается при чтении всех стихотворений цикла.

Масштаб бессонницы постоянно меняется: то это “ночь в огромном городе”, то “бессонница полей”. Примечательно, что контраст сна и бессонницы проявляется не только в жизни людей, но и в окружающем мире. Это “сон полей” и “бессонница леса”, это корова, которая “тяжко вздохнула в сонном хлеву”, и подковы, которые “где-то в ночи взрывали траву”, это спящие гуси и гусь-сторож.

При этом героиня все-таки одинока: в шестом стихотворении она ощущает себя “бессонной, бездомной черницей”, но зато она обладает ключами “от...

всех ворот единственной столицы” и чувствует ответственность за всех: и за “круглую воюющую землю” и за тех, “кого жалеют и кого целуют”.

В седьмом фрагменте вновь проявляется автобиографичность: Цветаева, очевидно, чувствуя зарождающуюся в себе жизнь (ведь через 8 месяцев, в апреле 1917 года, родится ее вторая дочь Ирина), пишет:

Черноглазого ребенка
Я увидела во сне.

Но предчувствуя грядущие трагические события: и приближающуюся Октябрьскую революцию, и долгую разлуку с мужем, и последующую смерть дочери – Марина Ивановна выражает тревогу с помощью символов. Параллелизм связывает “красную сосенку” с капающей смолой и сердце, по которому в “ночи прекрасной” ходит пила.

Ощущение обреченности усиливается в восьмом фрагменте до такой степени, что героиня, обращаясь к ночи и называя ее “черным солнцем”, просит у нее смерти как спасения от людей, потому что “нагляделась в зрачки человека”.

В девятом и десятом стихотворениях одиночество сменяется чувством единения с теми, кто тоже не спит. Их оказывается так много (и младенец, и старик, и сторож), что все образы сливаются в обобщающем слове никто: “Кто не спит по ночам? Никто не спит!”

В первом варианте цикла десятое стихотворение было завершающим, поэтому напоминает своеобразную молитву о тех, кто не спит в ночи: “Помолись, дружок, за бессонный дом, за окно с огнем!” Не важно, почему не спят все эти люди, важно, что горящее в ночи окно – некий маяк, “крик разлук и встреч”.

Последнее стихотворение цикла было написано спустя пять лет. Пережитые Цветаевой события сделали ее более стойкой и мужественной. Стихотворение звучит как встреча двух старых знакомых, бывших когда-то подругами, – героини и Бессонницы. Да, теперь это друг, имеющий свое имя, поэтому и пишется с заглавной буквы. Этот друг спасает, зовет испить из кубка, после чего они заключают вечный союз. Героиня понимает, что Бессонница помогает творить, хотя и отнимает иногда последние силы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Цветаевой “Цикл жизни”
?