Анализ стихотворения Бунина «Восход луны»

О чем это стихотворение? Да, перед нами бесчисленное множество раз воспетая луна, лунная ночь, тополь, который и мы пытались описать. Но давайте внимательно прислушаемся к стиху. Ночь. Все засыпает.

— Что можно услышать в ночной тиши? Давайте послушаем ночь:

В чаще шорох потаенный…

-Назовите ключевое слово. (Это слово «шорох»)

-Слышите ли вы этот шорох?

-Сочетание шипящих согласных рождает звукообраз, передает ощущение шороха.

-А что еще необычно в этой строке? (инверсия)

-С какой целью используется инверсия?

-Объясните

значение слова «потаенный». Подберите синонимы (тайный, скрытый).

-Мы услышали шорох, и он – потаенный. Создано ощущение ночи, где все звуки тайные, скрытые. Но мы можем не только услышать ночь, но и почувствовать на щеке ее теплое дыхание. («Дуновение тепла», «Весь из жидкого стекла»)

-Закройте глаза и представьте на время картину: глянцевитые листья похожи на стекло в лунном свете. Они блестят, отражают лунный свет и становятся серебристыми.

-Почему «жидкое стекло»? В чем смысл этого эпитета? Сравнение просто со стеклом сделало бы картину неподвижной. А еще — листья тополя, как капельки, и они колеблются,

трепещут от «дуновения тепла». И вот стекло стало жидким. Бунин именно таким видел тополь и остановил прекрасное мгновение.

-А луны все еще нет. Описание ее появляется во второй строфе:

В чащу темную глядится

Круг зеркально-золотой…

-Что необычного в этих строчках? (Это метафора. И луна словно не описана, а нарисована. И все это на фоне чащи темной)

-Автор использует инверсию, чтобы привлечь внимание к признаку предмета. На фоне чащи темной словно ярче светит зеркально-золотой круг луны.

-Но лирический герой опять смотрит не на луну, а на тополь. Почему? Ведь стих. названо «Восход луны».(Для него важно не просто нарисовать картину, важна не луна, а те ощущения, которые рождает лунная ночь. А они у него связаны с тополем:

Тополь льется, серебрится,

Весь трепещет и струится

Стекловидною водой.

-Прочтите медленно эту строчку и сочетание гласных словно создает эту волну теплого ночного воздуха. Двумя строчками создано ощущение теплой летней ночи.

-Вернемся к названию стихотворения – «Восход луны». Но о луне еще нет ни слова.

-А чувствуете ли вы, как везде разлит ее свет?

-Как создается это ощущение?

-Мы слушали, осязали, а теперь-видим. Бунин заставляет нас всем существом почувствовать красоту этой ночи.

-Каким видит тополь поэт?

-Почему у Бунина так построена фраза?

Тополь, сверху озаренный,

Перед домом вознесенный.

(Чтобы привлечь читателя к тому, как видит тополь он сам, показать значительность этого образа).

-А что вы можете сказать о словах «озаренный», «вознесенный» с точки зрения лексики? Подберите синонимы. (освещенный, высокий).

Какие слова звучат торжественнее? Почему?(Высокий стиль, книжный стиль).

-Почему поэт использует именно эти слова?

-Какое у него настроение? Как он воспринимает мир? (Тополь-один, высокий, светлый

От луны, и он царит в этой лунной ночи).

-Смотрите-луны нет, а мы ее увидели. А еще мы почувствовали, как поэт изумлен красотой лунной ночи и находит неожиданный образ.

-С какой целью употребляются глаголы? Что обозначают? (действие)

-А здесь? Что для поэта важнее: ЧТО происходит или КАК? Тополь словно оживает. Все глаголы — это олицетворения.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Бунина «Восход луны»