Анализ стихотворения Бунина «Восход луны»
О чем это стихотворение? Да, перед нами бесчисленное множество раз воспетая луна, лунная ночь, тополь, который и мы пытались описать. Но давайте внимательно прислушаемся к стиху. Ночь. Все засыпает.
— Что можно услышать в ночной тиши? Давайте послушаем ночь:
В чаще шорох потаенный…
-Назовите ключевое слово. (Это слово «шорох»)
-Слышите ли вы этот шорох?
-Сочетание шипящих согласных рождает звукообраз, передает ощущение шороха.
-А что еще необычно в этой строке? (инверсия)
-С какой целью используется инверсия?
-Объясните
-Мы услышали шорох, и он – потаенный. Создано ощущение ночи, где все звуки тайные, скрытые. Но мы можем не только услышать ночь, но и почувствовать на щеке ее теплое дыхание. («Дуновение тепла», «Весь из жидкого стекла»)
-Закройте глаза и представьте на время картину: глянцевитые листья похожи на стекло в лунном свете. Они блестят, отражают лунный свет и становятся серебристыми.
-Почему «жидкое стекло»? В чем смысл этого эпитета? Сравнение просто со стеклом сделало бы картину неподвижной. А еще — листья тополя, как капельки, и они колеблются,
-А луны все еще нет. Описание ее появляется во второй строфе:
В чащу темную глядится
Круг зеркально-золотой…
-Что необычного в этих строчках? (Это метафора. И луна словно не описана, а нарисована. И все это на фоне чащи темной)
-Автор использует инверсию, чтобы привлечь внимание к признаку предмета. На фоне чащи темной словно ярче светит зеркально-золотой круг луны.
-Но лирический герой опять смотрит не на луну, а на тополь. Почему? Ведь стих. названо «Восход луны».(Для него важно не просто нарисовать картину, важна не луна, а те ощущения, которые рождает лунная ночь. А они у него связаны с тополем:
Тополь льется, серебрится,
Весь трепещет и струится
Стекловидною водой.
-Прочтите медленно эту строчку и сочетание гласных словно создает эту волну теплого ночного воздуха. Двумя строчками создано ощущение теплой летней ночи.
-Вернемся к названию стихотворения – «Восход луны». Но о луне еще нет ни слова.
-А чувствуете ли вы, как везде разлит ее свет?
-Как создается это ощущение?
-Мы слушали, осязали, а теперь-видим. Бунин заставляет нас всем существом почувствовать красоту этой ночи.
-Каким видит тополь поэт?
-Почему у Бунина так построена фраза?
Тополь, сверху озаренный,
Перед домом вознесенный.
(Чтобы привлечь читателя к тому, как видит тополь он сам, показать значительность этого образа).
-А что вы можете сказать о словах «озаренный», «вознесенный» с точки зрения лексики? Подберите синонимы. (освещенный, высокий).
Какие слова звучат торжественнее? Почему?(Высокий стиль, книжный стиль).
-Почему поэт использует именно эти слова?
-Какое у него настроение? Как он воспринимает мир? (Тополь-один, высокий, светлый
От луны, и он царит в этой лунной ночи).
-Смотрите-луны нет, а мы ее увидели. А еще мы почувствовали, как поэт изумлен красотой лунной ночи и находит неожиданный образ.
-С какой целью употребляются глаголы? Что обозначают? (действие)
-А здесь? Что для поэта важнее: ЧТО происходит или КАК? Тополь словно оживает. Все глаголы — это олицетворения.