Анализ стихотворения Бродского “Сознанье, как шестой урок”

Точное время написания стихотворения “Сознанье, как шестой урок” до сих пор остается неизвестным. Общепринятая литературоведами датировка его весьма расплывчата – шестидесятые годы двадцатого столетия. Исходя из нее, произведение можно причислить к ранней лирике Бродского. Удивительно, поэту, создавшему столь глубокое и многогранное стихотворение, было немногим больше двадцати лет! Некоторые считают, что “Сознанье, как шестой урок” – одна из первых заявок Иосифа Александровича на гениальность и место в веках. Любая трактовка этого произведения, даже подкрепленная сотней доказательств, не должна быть признана единственно верной. Анализ стихотворения может быть сделан только в виде перечисления хотя бы малой части версий.

Люди религиозные склонны видеть в нем впечатления Бродского, полученные после прочтения и осмысления главной христианской книги – Библии. Якобы поэт нашел в ней ответы на все вопросы и таким образом воплотил их в лирике. При этом шестой урок иногда сопоставляется с шестой заповедью (в соответствии с Синодальным переводом): “Не убивай”. В поддержку этого варианта приводится ряд аргументов. Во-первых,...

использование религиозной лексики: “погост”, “крест”, “церковь”. Во-вторых, жизнь в стихотворении названа пространством “между двух десниц и в стороны от них”. Десницы в данном случае трактуются как руки Господа.

Есть мнение, что “Сознанье, как шестой урок” – размышление о прозрении. Сознание возвысилось над земным, объяснимым, реально существующим. Оно перешло в другие сферы, обрело шестое чувство, начало познавать мир интуитивно. “Вывод из казенных стен” – освобождение от штампов, общепринятых мнений, давно существующих правил и законов. В таком контексте неслучайным становится использование образа ребенка, нередко встречающегося в поэзии Бродского. В рассматриваемом стихотворении он выступает в роли носителя неокультуренного сознания, дающего близость к небытию. Его взгляд стремится вперед, луна подсказывает путь в новый мир. Что ждет ребенка за забором? Возможно, жизнь, полная открытий, изучения неизведанного, неожиданных прозрений.

Каждое произведение Иосифа Александровича – бескрайний космос, который никогда не будет исследован полностью. Да, лирике его посвящено множество трудов, но, кажется, даже на половину вопросов в настоящее время не дано ответов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Бродского “Сознанье, как шестой урок”
?