Анализ стихотворения Бродского «Посвящение»

Надо за что-то «зацепиться», с чего-то начать, чтобы «раскрыть» стихотворение, добраться до его смысла. Может быть, с названия?.. Ведь стихотворение озаглавлено. Оно называется «Посвящение», значит, кому-то посвящено, к кому-то обращено. Но к кому или к чему? Я интуитивно чувствую, что, ответив на этот вопрос, я раскрою каждую строчку, каждое слово этого пока еще зашифрованного стихотворения. Так все-таки… Искусству?.. Творчеству?.. И вдруг — озарение! А может, это стихотворение обращено к читателю?

Я представляю себе поэта, сидящего

у окна в своей комнате в кресле под лампой с «хищно вывернутым стеблем». Он пишет не о том, что видит… Он не замечает неба, только какая-то синяя краска за шторой, рядом — коричневая мебель, где-то крушение на железной дороге, а может быть, об этом написано и в газете, лежащей перед ним… Я полагаю, это состояние автора в момент творения. Не зря он упоминает черный «уголь, данный… на-гора»: как шахтер добывает уголь, так и поэт кладет «черный вертикальный сгусток слов посреди белого листа бумаги» (из Нобелевской лекции И. Бродского).

В этот момент, момент рождения Слова, в душе творца никто и

ничто для него не существует. Создается впечатление, что поэт вступил в прямой контакт с языком, «точнее — ощущение немедленного впадения в зависимость от оного, от всего, что в нем уже написано, осуществлено» (из Нобелевской лекции).

В своей Нобелевской лекции, прочитанной Бродским в 1987 году при вручении ему Нобелевской премии по литературе (кстати, стихотворение датировано этим же годом), он скажет о том, что «пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку… Это и есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее». Этот контакт поэта с языком, зависимость от языка неизбежны, поэтому читателя нет для автора: «Ты для меня не существуешь». Но вот что парадоксально — Бродский уверен, что и он для читателя не существует: «Я в твоих глазах — кириллица, названья…» Кириллица — древняя азбука, далекие-далекие буквы, слова…

А затем это удивительное «но» у Бродского… «Но сходство двух систем небытия сильнее, чем двух форм существованья». И это «но» заставляет автора прийти к новым взаимоотношениям с читателем. Отсюда и новая строфа. В первом двенадцатистишии Бродский отвергает читателя, но потом — призывает «листать», то есть читать, пока «не прочувствуешь» стихотворения, пока «не грянет текст полуночного гимна». Ведь стихотворение — «разговор писателя с читателем, это продукт взаимного одиночества писателя и читателя». Либо в читателе «прорастает» стихотворение, либо он не существует для автора — или «все или никто». Ведь безадресная искренность языка все же взаимна, но, как сказал Бродский в своей Нобелевской лекции: «Не станет меня, эти строки пишущего, не станет вас, их читающих, но язык, на котором они написаны и на котором вы их читаете, останется…»



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Бродского «Посвящение»