Анализ стихотворения Бродского “Посвящение”


Надо за что-то “зацепиться”, с чего-то начать, чтобы “раскрыть” стихотворение, добраться до его смысла. Может быть, с названия?.. Ведь стихотворение озаглавлено. Оно называется “Посвящение”, значит, кому-то посвящено, к кому-то обращено. Но к кому или к чему? Я интуитивно чувствую, что, ответив на этот вопрос, я раскрою каждую строчку, каждое слово этого пока еще зашифрованного стихотворения. Так все-таки… Искусству?.. Творчеству?.. И вдруг – озарение! А может, это стихотворение обращено к читателю?

Я представляю себе поэта, сидящего у окна в своей комнате в кресле под лампой с “хищно вывернутым стеблем”. Он пишет не о том, что видит… Он не замечает неба, только какая-то синяя краска за шторой, рядом – коричневая мебель, где-то крушение на железной дороге, а может быть, об этом написано

и в газете, лежащей перед ним… Я полагаю, это состояние автора в момент творения. Не зря он упоминает черный “уголь, данный… на-гора”: как шахтер добывает уголь, так и поэт кладет “черный вертикальный сгусток слов посреди белого листа бумаги” (из Нобелевской лекции И. Бродского).

В этот момент, момент рождения Слова, в душе творца никто и ничто для него не существует. Создается впечатление, что поэт вступил в прямой контакт с языком, “точнее – ощущение немедленного впадения в зависимость от оного, от всего, что в нем уже написано, осуществлено” (из Нобелевской лекции).

В своей Нобелевской лекции, прочитанной Бродским в 1987 году при вручении ему Нобелевской премии по литературе (кстати, стихотворение датировано этим же годом), он скажет о том, что “пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку… Это и есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее”. Этот контакт поэта с языком, зависимость от языка неизбежны, поэтому читателя нет для автора: “Ты для меня не существуешь”. Но вот что парадоксально – Бродский уверен, что и он для читателя не существует: “Я в твоих глазах – кириллица, названья…” Кириллица – древняя азбука, далекие-далекие буквы, слова…

А затем это удивительное “но” у Бродского… “Но сходство двух систем небытия сильнее, чем двух форм существованья”. И это “но” заставляет автора прийти к новым взаимоотношениям с читателем. Отсюда и новая строфа. В первом двенадцатистишии Бродский отвергает читателя, но потом – призывает “листать”, то есть читать, пока “не прочувствуешь” стихотворения, пока “не грянет текст полуночного гимна”. Ведь стихотворение – “разговор писателя с читателем, это продукт взаимного одиночества писателя и читателя”. Либо в читателе “прорастает” стихотворение, либо он не существует для автора – или “все или никто”. Ведь безадресная искренность языка все же взаимна, но, как сказал Бродский в своей Нобелевской лекции: “Не станет меня, эти строки пишущего, не станет вас, их читающих, но язык, на котором они написаны и на котором вы их читаете, останется…”



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Бродского “Посвящение”
?