Анализ стихотворения Блока «Я никогда не понимал»



С детства Блок обожал музыку. Своим самым любимым композитором он считал Рихарда Вагнера. В судьбе великого немца поэт видел типичную трагедию художника. Вагнер всегда был новатором, ниспровергателем догм, революционером от искусства, но постепенно он стал кумиром того мещанства, которое так ненавидел. Его оперы вошли в моду в конце двадцатого столетия как в Европе, так и в России. Их собирались послушать состоятельные господа, ничего не понимавшие в творчестве Вагнера.

Поэзия Блока неразрывно связана с музыкальным искусством. Достаточно вспомнить лишь два наиболее ярких примера. Первый – цикл «Арфы и скрипки». Второй – знаменитая поэма «Двенадцать», через которую Александр Александрович пытался донести до читателей «музыку революции». Произведение это напоминает симфонию с большим количеством разнообразно инструментованных тем. Здесь нашлось место цыганским напевам, революционному маршу, городскому романсу, патетическому гимну.

Стихотворение «Я никогда не понимал…» датировано январем 1901 года. В нем лирический герой называет музыку священным искусством, которое ему ранее было недоступно. Все меняется буквально в одно мгновение. Из полифонии шумов до него доносится сокровенный голос. В небольшом тексте,


включающем в себя всего три строфы, два раза встречается слово «мечта». Это служит ключевой характеристикой героя. Его жизнь протекает в мечтах, радость приносит не случившееся событие, а ожидание чего-то таинственного. Музыка помогает ему приблизиться к прошлому, отныне кажущемуся ясным. Интересно, как развивается повествования в блоковском стихотворении. Четко до середины поэт употребляет глаголы в прошедшем времени – «не понимал», «различал», полюбил». Затем – в настоящем («приносит», «встает», «кажется», «поет», «веет»).

По признанию самого Александра Александровича, природа не наградила его музыкальным слухом. Примечателен и один еще факт – поэту очень нравилась постановка Мейерхольда «Тристан и Изольда» в Мариинском театре (1909 год). Бывая на спектакле, он с увлечением слушал оперу, причем не только музыку, но и слова. При этом в дневнике по возвращении из театра Блок писал: «Жаль, что я не понимаю». Вероятно, Александр Александрович больше чувствовал музыку, нежели разбирался в ней на профессиональном уровне, отсюда и родились первые строки анализируемого стихотворения: Я никогда не понимал Искусства музыки священной.




1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...


Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Блока «Я никогда не понимал»
?