Анализ стихотворения Блока «В неуверенном зыбком полете»

Современный мир, осмысливаемый лирическим поэтом, всегда кажется мистическим и почти всегда фантасмагоричным.

Стихотворение Блока-символиста (1910) — вершина символизма в его творчестве — яркий тому пример. Поэт размы­вает границы реального и символического. Что это? Конкретный эпизод или обобщенное размышление? Стихотворение об авиакатастрофе или о гибельности прогресса? В любом случае Блок стягивает в узел и переплетает жизненные реалии. Это взлет и падение самолета, сам облик летающей машины, ликование людей («Пусть оркестр на трибуне гремит») — и авиакатастрофа. Факт гибели самолета Блок бросает нам в самом конце — одной строкой: «Остановится сердце — и винт». Может быть, даже самолет не погиб, а только приземлился, но атмосфера стихотворения настраивает нас на самое мрачное: «в неуверенном зыбком полете», «мертвые крылья», «серые сферы». Возможно, для Блока авиакатастрофа — это победа живого над неживым, доказа­тельство невозможности существования «стальной, бесстрастной птицы». Все, что не имеет души, тленно, недобро, бессмысленно. Поэт странным образом одушевляет самолет, отождествляет его с бездушным, мертвым существом, инородным телом в этом мире. Вместо сердца у этого существа — винт («пламенный мотор» -. ), оно «без любви, без души, без лица», а следовательно, по Блоку, должно неминуемо погибнуть.

Блок не отрицает цивилизацию, но не может принять ее грубое вторжение в человеческое общество, в человека с его душой и страстями — в этом философская идея стихотворения.

«Ночь» написана Б. Пастернаком почти через 50 лет после блоковского стихотворения. Мировой технический прогресс необратим — и летчик уже виден в другом...

ракурсе. Для А. Блока было бы кощунством сравнивать (да что там сравнивать, приравнивать!) летчика и художника, поэта. А Б. Пастернак сознательно подчеркивает это: «Не спи, борись с дремотой, как летчик, как звезда».

Лирический герой А. Блока отстранен (и сознательно отстранен!) от описываемого. Пастернак же находится в пространстве и времени своего стихотворения, очень динамичного по сравнению с блоковским. Поэт смотрит с самолета на землю («Под ним ночные бары, чужие города»), под землю («В подвалах и котельных не спят истопники»), из-под чердака художника на небо — из космоса вниз и снизу на космос. У А. Блока же взгляд был направлен в одну точку, вернее, он следит за одной точкой в небе. Разные уровни «смотрения» — разные степени видения.

Нужно отметить, что отстраненность лирического героя А. Блока от действия придает его языку горьковатую надломленность, торжественность. У Б. Пастернака высокое поэтическое соединяется с повседневным: жизнь настолько огромна, что не может делиться на низкое и высокое.

Факт мироздания подается Б. Пастернаком как предмет повседневного обихода, как нечто очень простое в своей сложности. Поэтому так легко взглянуть поэту из «неведомых вселенных», «какой в афише объявлен новый фарс».

А. Блок четко противопоставляет «бесстрастную птицу» и все живое, а Б. Пастернак объединяет их, создавая из мира и антимира А. Блока Вселенную и Вечность — две категории достаточно универсальные, чтобы поглотить все противоречия и противопоставления. Б. Пастернак по-новому осваивает время и пространство, оставляя за собой право приравнять смысл жизни и поэзии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Блока «В неуверенном зыбком полете»
?