Анализ стихотворения Блока “К Музе”

Цикл “Страшный мир”, над которым Блок работал в период с 1909 по 1916, – это рассказ о городе и царящей в нем бездуховности, о проблемах, связанных с социальным неравенством. Поэт повествует о том, как кошмарная реальность способна навсегда изменить даже самого светлого и чистого человека. В городе людьми овладевает губительная стихия, они находятся под влиянием страстей, постоянно подвержены соблазнам, устоять против которых практически невозможно. В “Страшном мире” поэт сталкивает чистоту и красоту с настоящим земным адом, доводя это противостояние до предела.

Цикл открывается стихотворением “К Музе”, датированным концом декабря 1912-го. По смыслу оно связано со статьей “О современном состоянии русского символизма”, написанной Блоком двумя годами ранее. В ней Александр Александрович утверждает, что “искусство есть чудовищный и блистательный Ад”. По мнению поэта, из мрака этой преисподней художник выводит свои образы. До Блока о связи ада с искусством говорил Брюсов в стихотворении “Поэту” (1907): …Как Данту, подземное пламя Должно тебе щеки обжечь.

Уже в первых строках анализируемого текста становится виден трагический характер мироощущения лирического героя. Сокровенные напевы Музы приносят ему “роковую о гибели весть”. Здесь Блок используется скрытую антитезу. Слово “Евангелие” с греческого языка переводится как “благая весть”. Получается, искусство противопоставляется текстам религиозным, светлым, духовным. Самое страшное в напевах Музы – заключенная...

в них влекущая сила, соблазняющая красота, способность низводить ангелов. Следуя за этими напевами, лирический герой спускается в ад. В уже упомянутой статье “О современном состоянии русского символизма” Блок говорит, что пройти все круги преисподней вполне реально. Способен на этот только тот художник, “у кого есть спутник, учитель и руководительная мечта о Той, Которая поведет туда, куда не смеет войти и учитель”.

По мере разворачивания сюжета ситуация только усугубляется. В третьей строфе оказывается, что Муза смеется над верой. Согласно четвертой, ей чужда мораль. Для лирического героя она становится мученьем и адом. Муза больше напоминает не утонченную вдохновительницу с лирой в руках, а коварного демона-искусителя. Естественно, ничего хорошего художнику ждать от нее не приходится. Обратимся вновь к статье “О современном состоянии русского символизма”. В ней Блок упоминает о Лермонтове, самовольно “бросившемся под пистолет”, о безумии Врубеля, о Гоголе, “который сжег себя самого”, о гибели Комиссаржевской. Трагедии, произошедшие с людьми гениальными, в контексте рассматриваемого стихотворения кажутся происками той самой Музы.

“Страшный мир” – это победа декадентского мироощущения, что нашло отражение и в анализируемом тексте. Здесь есть и тема смерти (“не погиб я, но лик твой заметил…”), и имморализм, который лирическому герою передается от Музы: И была роковая отрада В попираньи заветных святынь…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Блока “К Музе”
?